Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.03.05 «Дирижирование»: Дирижирование оркестром народных инструментов

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Дирижирование

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе училища или средней специальной школы.

Продирижировать двумя произведениями (под аккомпанемент двух фортепиано):

  • для симфонического оркестра
  • для оркестра народных инструментов

Произведения должны быть различными по характеру и темпу.

Примерный список программ:

1-й вариант

  1. Бетховен. Симфония № 1 I часть
  2. Куликов. «Липа вековая»

2-й вариант

  1. Бетховен. Увертюра «Кориолан»
  2. Будашкин. «Сказ о Байкале»

3-й вариант

  1. Мендельсон. Увертюра «Фингалова пещера»
  2. Фрид. «Слезы-изумруды»

4-й вариант

  1. Будашкин. Музыкальная картина «На ярмарке»
  2. Прокофьев. Сюита из балета «Ромео и Джульетта»

5-й вариант

  1. Пахмутова. Увертюра «Русский праздник»
  2. Чайковский. Времена года («Баркарола» или «Осенняя песнь»)

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 2-голосный диктант (объем 8–12 тактов) с отклонениями. Время выполнения — в пределах 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в тональность первой степени родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.

3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении, мелодию классического стиля в форме расширенного периода, с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджировать с листа одноголосную мелодию (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающую мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

2. Спеть интонационные упражнения в тональности и от заданного звука:

  • гаммы мажорные и минорные трех видов, лады народной музыки (миксолидийский, лидийский, дорийский, фригийский, пентатонику);
  • диатонические и хроматические интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4, ув.4, ум.5) с разрешениями в возможные тональности;
  • трезвучия мажорные и минорные с обращениями (Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64 увеличенное и уменьшенное — в основном виде;
  • септаккорды — V7 (МБ7), VII7 (Мум7 и Ум7), II7 (ММ7 и Мум7) c обращениями и разрешениями в возможные тональности.

3. Сыграть на фортепиано 4-голосную гармоническую последовательность по цифровке (8–10 аккордов), содержащей классические гармонические обороты, аккорды DD в каденциях, отклонения в тональности I степени родства.

4. Выполнить анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента более крупного сочинения по нотному тексту (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, определение известных гармонических оборотов, приемы развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и характеристика средств ее воплощения, жанровые черты пьесы.

5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по теории музыки — 40 баллов.

Исполнение сольной
программы на инструменте

Баян, аккордеон, национальная гармоника

Поступающий должен исполнить:

  • Полифоническое произведение;
  • Циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл;
  • Пьесу кантиленного характера.

Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения.

Примерные программы:

1-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга d-moll (II т. ХТК)
  • В. А. Моцарт. Соната № 13 B-dur
  • П. Чайковский. «Октябрь»

2-й вариант

  • Д. Шостакович. Прелюдия и фуга C-dur
  • Вл. Золотарев. Соната № 2
  • И. Паницкий. «Ой, да ты, калинушка»

3-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга G-dur (II т. ХТК)
  • А. Белошицкий. Испанская сюита
  • А. Кусяков. «Как страшно тонуть в голубых небесах»

4-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга h-moll
  • В. Зубицкий. «Карпатская сюита»
  • В. Дикусаров. Прелюдия d-moll

Струнные щипковые инструменты

Поступающий должен исполнить:

  • Произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века;
  • Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;
  • Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение, переложение и виртуозную пьесу.

ДОМРА

Примерные программы:

1-й вариант

  • Г. Венявский. Романс из концерта для скрипки
  • Ю. Зарицкий. Концерт для домры с оркестром
  • А. Цыганков. «Ничто в полюшке не колышется»

2-й вариант

  • К. Синдинг. Престо из сюиты для скрипки ля минор
  • Н. Будашкин. Концерт для домры с оркестром
  • С. Рахманинов. Элегия

3-й вариант

  • Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля
  • Ю. Шишаков. Концерт № 1 для домры с оркестром
  • А. Цыганков. Каприс № 1 в романтическом стиле

БАЛАЛАЙКА

Примерные программы:

1-й вариант

  • Ж. Обер. Жига
  • Ю. Шишаков. Концерт для балалайки с оркестром
  • М. Цайгер. Фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко»

2-й вариант

  • Ф. Тартини – Ф. Крейслер. Вариации на тему Корелли
  • А. Кусяков. Соната № 1 для балалайки и фортепиано
  • П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини

3-й вариант

  • Д. Скарлатти. Соната до мажор
  • А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано
  • Ю. Шишаков. Концертная пьеса на тему русской народной песни «Барыня»

ГИТАРА

Поступающий должен исполнить:

  • Полифоническое произведение композиторов XVI–XVIII веков;
  • Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;
  • Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение и виртуозную пьесу.

Примерные программы:

1-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 4 для лютни
  • И. Рехин. Соната
  • С. Руднев. «Липа вековая»

2-й вариант

  • И. С. Бах. Фуга из сонаты № 1 для скрипки соло
  • Ф. Морено-Торроба. Сюита «Ламанчские напевы»
  • В. Козлов. «Посвящение земле русской»

3-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 3 для лютни
  • М. Джулиани. Соната до мажор
  • Ф. Морено-Торроба. Ториха

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА