Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.03.05 «Дирижирование»: Дирижирование оркестром духовых инструментов

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Дирижирование

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе училища или средней специальной школы. Продирижировать двумя произведениями (под аккомпанемент двух фортепиано):

  1. для симфонического оркестра
  2. для оркестра духовых инструментов

Произведения должны быть различными по характеру и темпу.

Примерный список произведений для дирижирования:

Оригинальные произведения для духового оркестра
  1. Анисимов А. Увертюра-фантазия «Крейсер Варяг»
  2. Браславский Д. Русская увертюра
  3. Готлиб М. Сюита «Современник»
  4. Диев В. Увертюра «Цвети, отчизна»
  5. Иванов-Раткевич Н. Симфония № 5; Увертюра-фантазия
  6. Калинкович Г. Симфония № 1
  7. Кожевников Б. Симфония № 5; Поэма «На Куликовом поле»; Торжественная увертюра
  8. Макаров Е. Торжественная прелюдия
  9. Прокофьев С. Марш для духового оркестра
  10. Сальников Г. Сюита о Москве
  11. Чернецкий С. Победный марш
  12. Шостакович Д. Торжественный марш
Произведения для симфонического оркестра
  1. Александров Ан. «Классическая сюита»
  2. Бах И.С. Бранденбургский концерт № 2
  3. Бетховен Л. Симфонии № 1-8; Увертюры: «Кориолан», «Леонора № 3», «Эгмонт»
  4. Бородин А. Увертюра и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», Симфония № 2
  5. Вебер К. Увертюры к операм «Волшебный стрелок», «Оберон»
  6. Гайдн Й. Симфонии (I, II части)
  7. Глазунов А. Торжественная увертюра, Симфонии № 4,5,6 (I части)
  8. Кабалевский Д. Сюита из оперы «Кола Брюньон»
  9. Моцарт В.А. Увертюры; Симфонии (I, II части)
  10. Мясковский Н. Симфония № 27 (II часть)
  11. Прокофьев С. Симфония № 7 (I часть)
  12. Римский–Корсаков Н. «Испанское каприччио»
  13. Хачатурян А. Сюиты из балетов «Гаянэ», «Спартак»
  14. Чайковский П. Симфония №2 (I часть); Симфония № 5 (I, II части)
  15. Шостакович Д. «Праздничная увертюра»
  16. Шуберт Ф. «Неоконченная симфония»

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. Поступающий должен также исполнить пьесу по выбору на фортепиано.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 1-голосный диктант (объем 8–12 тактов), однотональный, с хроматизмами и альтерацией. Время выполнения — 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями в первую степень родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.

3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении, мелодию классического стиля, в форме периода, с отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджировать с листа одноголосную мелодию (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающую мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

2. Спеть интонационные упражнения в тональности и от заданного звука:

  • гаммы мажорные и минорные трех видов, лады народной музыки (миксолидийский, лидийский, дорийский, фригийский, пентатонику);
  • диатонические и хроматические интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4, ув.4, ум.5) с разрешенями в возможные тональности;
  • трезвучия мажорные и минорные с обращениями (Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64 увеличенное и уменьшенное — в основном виде;
  • септаккорды — V7 (МБ7), VII7 (Мум7 и Ум7), II7 (ММ7 и Мум7) c обращениями и разрешениями в возможные тональности.

3. Сыграть на фортепиано 4-голосную гармоническую последовательность по цифровке (8–10 аккордов), содержащей классические гармонические обороты, аккорды DD в каденциях, отклонения в тональности I степени родства.

4. Анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента по нотному тексту (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, определение известных гармонических оборотов, приемы развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и характеристика средств ее воплощения, жанровые черты пьесы.

5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по теории музыки — 40 баллов.

Исполнение сольной
программы на инструменте

Флейта, Гобой, Кларнет, Фагот, Саксофон, Валторна, Труба, Тромбон, Туба

  • Произведение крупной формы
  • две разнохарактерные пьесы
  • два этюда
  • все виды гамм, D7, VIIум7 (исполнение — по выбору комиссии)
Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА