Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»: Оркестровые струнные инструменты

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Исполнение
программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:

Скрипка

  • два этюда: один — на различные виды штрихов, другой — для беглости пальцев или в двойных нотах. Например, из сборников этюдов: А. Львов. 24 этюда с фортепиано; П. Роде. 24 каприса; Я. Донт. Этюды, соч. 35; этюды П. Гавинье, Р. Крейцера, Н. Паганини, Г. Венявского, а также этюды отечественных композиторов (А. Грозовского, В. Шера, К. Мостраса, К. Родионова и др.);
  • две разнохарактерные части (подвижную и медленную) из сонат или партит для скрипки соло И. С. Баха;
  • I или II–III части концерта. Например, Г. Венявский. Концерт для скрипки с оркестром № 2; К. Сен-Санс. Концерт № 3, а также концерты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна и др.;
  • два разнохарактерных произведения малой формы (подвижное и медленное) отечественного или зарубежного композитора;
  • все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах) в умеренном темпе.

Альт

  • два этюда, один из них на двойные ноты. Например, этюды Б. Кампаньоли, И. Палашко, соч. 77; Р. Крейцера, М. Териана;
  • одну — две части из сюит для виолончели соло И. С. Баха в переложении для альта. Например, Прелюдия из сюиты № 2; Сарабанда из партиты № 1; Адажио из сонаты № 1;
  • I или II—III части сонаты или концерта. Например, концерты Г. Генделя, И. Гайдна, И .С. Баха, С. Форсайта, И. Хандошкина; соната М.Глинки, сонаты Л. Боккерини;
  • одно произведение малой формы. Например: А. Александров. Ария; Л. Бетховен. Адажио; Б. Барток. «Вечер в деревне»; Э. Григ. Элегия; С. Прокофьев. «Танец антильских девушек»; С. Рахманинов. Серенада; П. Чайковский. «Подснежник»; Д. Шостакович. Романс;
  • все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, в терциях, секстах, октавах) в умеренном темпе.

Виолончель

  • два этюда: один — на различные виды штрихов другой — в двойных нотах. Например: из сборников этюдов Ж. Дюпора, Ф. Грюцмахера, Д. Поппера или из сборника под ред. С. Козолупова и др.;
  • две разнохарактерные части из сюит для виолончели соло И. С. Баха (подвижную и медленную);
  • одно произведение малой формы. Например: А. Арутюнян. Экспромт; И. С. Бах. Ария; Л. Боккерини. Рондо; С. Рахманинов. Вокализ; П. Чайковский. Ноктюрн; Ю. Шапорин. Пьесы; Д. Шостакович. Адажио;
  • I или II–III части сонаты или концерта средней трудности. Например: концерты Д. Кабалевского, К. Сен-Санса, И. Гайдна (до мажор, ре мажор);
  • все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, в терциях, секстах, октавах — до четвертой позиции) в умеренном движении.

Контрабас

  • двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе;
  • два этюда разного характера, например: этюд И. Грабе, Р. Крейцера, Ф. Симандля;
  • I или II–III части концерта или сонаты, например: концерты Э. Шторха, Ф. Симандля, сонаты Б. Марчелло, А. Ариости, А. Корелли и т. д.;
  • одно произведение малой формы средней трудности отечественного композитора, например: А. Власов. Мелодия; П. Чайковский. Ноктюрн.

Кроме того, поступающий должен знать все основные позиции и первые позиции большого пальца, все основные штрихи.

Арфа

  • один этюд, например: В. Поссе. Сборник «8 больших этюдов» (№ 1 или № 8); Ф. Цабель. Сборник «Зарубежные этюды» под ред. К. Эрдели (этюд двойными нотами) и т. п.;
  • одну пьесу, например: И. С. Бах — Д. Кабалевский. Органная прелюдия ре минор; И. С. Бах — Н. Парфенов. Органная прелюдия ми минор; Г. Гендель. Чакона;
  • одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора, например: М. Глинка. Ноктюрн, Вариации; Э. Григ. Мелодия; М. Ипполитов-Иванов. Ноктюрн в обр. К. Эрдели; Н. Раков. Соната; Л. Книппер. Эскиз;
  • I или II–III части концерта или виртуозное произведение, например: Г. Гендель — В. Парфенов. Концерт; Ш. Видор. Хорал; Р. Глиэр. Концерт; С. Василенко. Концерт;
  • гаммы мажорные (простые и двойными терциями), арпеджио (простые, ломаные и в октаву), доминантсептаккорды (простые, ломаные и в октаву).

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по специальности и коллоквиуму — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. Поступающий должен также исполнить пьесу по выбору на фортепиано.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по специальности и коллоквиуму — 50 баллов.

Теория
музыки

Скрипка, Альт, Виолончель, Арфа

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 2-голосный диктант (объем 8–12 тактов) с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 25 минут.

3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении, мелодию классического стиля, в форме расширенного периода, с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджирование с листа:

а) одноголосной мелодии (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающей мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

б) двухголосного примера из полифонической литературы (И. С. Бах. Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.

2. Сыграть на фортепиано модулирующее построение в тональность первой степени родства по выписанному гармоническому плану (в виде цифровки) или по заданному тональному плану (по выбору абитуриента).

3. Анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента более крупного сочинения по нотному тексту (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, определение известных гармонических оборотов, приемы развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и характеристика средств ее воплощения, жанровые черты пьесы.

4. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Контрабас

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 1-голосный диктант (объем 8–12 тактов), однотональный, с хроматизмами и альтерацией. Время выполнения — 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями в первую степень родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.

3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении, мелодию классического стиля, в форме периода, с отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджировать с листа одноголосную мелодию (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающую мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

2. Спеть интонационные упражнения в тональности и от заданного звука:

  • гаммы мажорные и минорные трех видов, лады народной музыки (миксолидийский, лидийский, дорийский, фригийский, пентатонику);
  • диатонические и хроматические интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4, ув.4, ум.5) с разрешениями в возможные тональности;
  • трезвучия мажорные и минорные с обращениями (Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64 увеличенное и уменьшенное — в основном виде;
  • септаккорды — V7 (МБ7), VII7 (Мум7 и Ум7), II7 (ММ7 и Мум7) c обращениями и разрешениями в возможные тональности.

3. Сыграть на фортепиано 4-голосную гармоническую последовательность по цифровке (8–10 аккордов), содержащей классические гармонические обороты, аккорды DD в каденциях, отклонения в тональности I степени родства.

4. Анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента по нотному тексту (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, определение известных гармонических оборотов, приемы развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и характеристика средств ее воплощения, жанровые черты пьесы.

5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по теории музыки — 40 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА