Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.03.04 «Искусство народного пения»: Хоровое народное пение

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Поступающие должны обладать здоровым голосовым аппаратом, продемонстрировать навыки пения в народной манере, умение выразить художественный образ песни.

Специальность

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального колледжа или средней специальной школы:

  • дирижирование хоровым произведением с сопровождением;
  • исполнение двух вокальных произведений разных жанров: народной песни и авторского сочинения или обработки (одно из них спеть a cappella).

Примерный список произведений для дирижирования

а) для хора a cappella:

  • Коваль М. «Слезы», «Ой,земля-земелюшка»
  • Мендельсон Ф. «Лес»
  • Мурадели В. «Ответ на послание Пушкина»
  • Римский-Корсаков Н. «Подуй, подуй, непогодушка», «Ночевала тучка золотая»
  • Русские народные песни:

  • в обр. Давиденко А. «Уж ты, поле мое», «Узник»
  • в обр. Александрова А. «Горы»
  • в обр. Копосова А. «Уж я золото хороню»
  • в обр. Мусоргского М. «У ворот, ворот батюшкиных»
  • в обр. Свешникова А. «Дороженька»
  • Свиридов Г. «Вечером синим», «Повстречался сын с отцом»
  • Танеев С. «Посмотри, какая мгла», «Серенада»
  • Чайковский П. «Без поры да без времени», «Соловушко»
  • Чесноков П. «За рекой, за быстрой»
  • Шебалин В. «Зимняя дорога», «Мать послала к сыну думы»

б) для хора с сопровождением:

  • Аренский А. «У меня ль во садочке» из оперы «Сон на Волге»
  • Бородин А. 1-й «Слава» из оперы «Князь Игорь»
  • Гендель Г. «Сражен Самсон» из оратории «Самсон»
  • Глинка М. «Ах ты, свет Людмила» из оперы «Руслан и Людмила»
  • Давиденко А. «На десятой версте»
  • Даргомыжский А. Свадебный хор из оперы «Русалка»
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Мусоргский М. «Возле речки, на лужочке», «Поздно вечером сидела» из оперы «Хованщина»
  • Свиридов Г. «Поет зима», «Небо — как колокол» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
  • Рахманинов С. «Огни погашены», «Как вольность весел наш ночлег» из оперы «Алеко»
  • Римский-Корсаков Н. «Ай, во поле липенька», «Просо» из оперы «Снегурочка»
  • Чайковский П. Хор певчих из оперы «Пиковая дама»
  • Шуман Р. «Цыгане»

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:

  • знания в области русского народного музыкального творчества;
  • знания в области народно-певческого исполнительства;
  • исполнение пьесы по выбору на фортепиано.

Примерный список литературы для коллоквиума:

  • Бачинская Н. М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. – М.: Музыка, 1972.
  • Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. – М., 1963.
  • Мешко Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения: Учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений. – М., 1996. – Ч. 1; 2002. – Ч. 2.
  • Попова Т. В. Основы народной музыки: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1977.
  • Романовский Н. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000.
  • Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.
  • Щуров В. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие. Ч. 1, 2. – М.: Музыка, 2007.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

Записать двухголосный диктант в форме периода (объем 8–12 тактов) с отклонениями в тональности первой степени родства, с использованием хроматизмов и альтераций.

УСТНО:

1. Сольфеджирование с листа 1-голосного примера в простых и сложных размерах, содержащего чередование различных видов мелодического движения, альтерационную и модуляционную хроматику, разнообразные ритмические фигуры (в т.ч. пунктирный ритм, синкопы, триоли).

2. Спеть интонационные упражнения в тональности и от заданного звука: гаммы мажорные и минорные трех видов, лады народной музыки и пентатонику, диатонические и хроматические (характерные) интервалы, трезвучия четырех видов (мажорные и минорные с обращениями), D7 (МБ7), DVII7 (МУм7 и Ум7), SII7 (ММ7 и МУм7) c обращениями. Диссонирующие и неустойчивые созвучия — с разрешением.

3. Определить на слух: отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, вид обращения, а также тональную функцию по предварительной настройке.

4. Гармонический анализ музыкального произведения по предложенному нотному тексту из вокальной литературы в простой форме (период или малая форма):
— определить форму всего произведения;
— определить тональный план;
— назвать основные функции и гармонические обороты;
— определить основные приемы развития.

Минимальное количество баллов по теории музыки, подтверждающее положительный результат — 40 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА

Расписание вступительных испытаний – 2017