Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.05.03 «Музыкальная звукорежиссура»

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Специальность

ПИСЬМЕННО:

1. Прослушивание и анализ качественных характеристик фонограмм с записью музыки разных эпох, стилей и составов исполнителей по художественным, художественно-техническим и техническим параметрам (на основе рекомендаций OIRT — Organisation International Radio and Television)

Параметры:

  1. Пространственное впечатление
  2. Прозрачность
  3. Музыкальный баланс
  4. Тембр
  5. Стереофоничность
  6. Помехи, искажения
  7. Исполнение
  8. Аранжировка
  9. Динамический диапазон

Пункты 1, 2, 5, 6, 9 относятся к техническим параметрам.

Шкала оценок:

  • Отлично — 5
  • Хорошо — 4
  • Удовлетворительно — 3
  • Плохо — 2
  • Вовсе непригодно — 1

По п. 6 специфическая шкала:

  • Незаметны — 5
  • Заметны, но не мешают — 4
  • Немного мешают — 3
  • Мешают — 2
  • Сильно мешают — 1

2. Определение с помощью звуковых редакторов динамического диапазона сигналов, ширины спектра, определение частот и уровней основных составляющих спектра.

Требования к умению использовать звуковой редактор:

  • Представление о перечне основных возможностей звуковых редакторов (Audition, SoundForge — на выбор абитуриента).
  • Умение открывать, сохранять в разных форматах, импортировать, закрывать звуковые файлы.
  • Знание основных редакторских операций (копирование, вставка, перемещение, конвертирование типа сэмплов и т. д.).
  • Представление об использовании основных эффектов (изменение амплитуды, задержка сигнала, фильтрация, компрессия, реверберация, уменьшение шумов).
  • Понятие представления сигнала в волновой и спектральной формах.

УСТНО:

Абитуриент отвечает на вопросы, включающие сведения из разделов акустики (связанные с природой звука) и радиоэлектроники (основные электронные элементы), данные по звукотехническому оборудованию студий различной направленности, а также из школьного курса информатики. Дополнительно возможно представление авторской фонограммы, аранжировки с анализом работы.

Список вопросов по специальности:

  • Звукорежиссура как область творческой деятельности. Основные функции звукорежиссера.
  • Звукорежиссура в театре, на телевидении и в концертных залах. Задачи музыкальной звукорежиссуры.
  • Звук как физическое явление. Основные параметры и свойства звука.
  • Гармонические колебания. Амплитуда, частота, фаза. Затухающие колебания. Биения.
  • Логарифмическая шкала. Децибелы.
  • Упорядочение звуков по высоте. Музыкальные шкалы.
  • Спектр сложного звука. Тембр. Форманты музыкальных инструментов.
  • Основные закономерности слухового восприятия. Восприятие громкости. Динамический диапазон.
  • Восприятие высоты. Музыкальный строй (натуральный, темперированный).
  • Характеристики речевых и музыкальных сигналов. Динамический и частотный диапазоны. Форманты.
  • Явление реверберации. Оптимальное время реверберации.
  • Звуковые редакторы, их возможности и использование в звукорежиссуре.
  • Основные сведения о компьютерных технологиях в музыке и звукорежиссуре.
  • Двухканальная стереофония. Микрофонные системы: AB, XY.
  • Методы звукозаписи: аналоговые, цифровые (без сжатия, сжатие с потерями). Компакт-диски, мини-диски, DVD-audio, DAT.
  • Звуковые планы и звуковая перспектива. Методы классической звукорежиссуры при записи.
  • Регулирование сигнала при записи. Технические проблемы и художественные особенности регулирования.
  • Многоканальная запись. Технологии пространственного звучания.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по специальности — 50 баллов.

Коллоквиум

На коллоквиуме выявляются: уровень общекультурной подготовки поступающих, знание музыкальной литературы, осведомлённость в области смежных видов искусств, знания в области радиовещания, звукозаписи, телевидения (современное состояние, перспективы развития).

Примерные вопросы на коллоквиуме:

  • Каковы основные стилевые направления в музыкальном искусстве? В чем состоят ключевые различия их звучания с точки зрения последующей записи?
  • Опишите основные характеристики симфонического оркестра: тип, состав, рассадка, диапазон звучания.
  • Каковы главные задачи звука, звукового сопровождения в кино? Приведите примеры использования звуковых эффектов в фильмах разных жанров.

Поступающий должен также исполнить одну пьесу (по выбору) на фортепиано или любом другом инструменте.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по коллоквиуму — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Написать одноголосный диктант (объем 8–12 тактов) с отклонениями в тональности первой степени родства, с использованием хроматизмов и альтерации. Время выполнения — 25 минут.

УСТНО:

1. Спеть с листа одноголосный пример (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

2. Сыграть с листа в четырехголосном изложении хроматическую или диатоническую секвенцию из 3–4 аккордов (например, V6 — V65 — I53).

3. Выполнить гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого произведения малой формы или композиционно завершенного музыкального фрагмента с определением его структуры, тонального плана, характеристикой каденций, видов неаккордовых звуков, гармонических функций аккордов.

4. Определить на слух:

а) мажорные и минорные гаммы 3-х видов (натуральные, гармонические и мелодические), семиступенные диатонические лады, пентатонику;

б) интервалы в тональности и от звука;

в) аккорды в тональности и от звука — все виды трезвучий с обращениями, септаккорды большие, малые и уменьшенные с обращениями и разрешениями;

г) Слуховой анализ: прослушать отрывок из музыкального произведения в форме периода (исполняется до 3 раз) и определить на слух тональный план (отклонения, модуляцию), назвать основные аккорды и приемы развития.

5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по теории музыки — 40 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА