Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.05.06 «Композиция»

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Специальность

На экзамен по специальности абитуриенты должны представить свои сочинения, свидетельствующие о наличии перспективных творческих данных для дальнейшего обучения в вузе, композиторских навыков в формировании тематического материала и его развития. Желательным является показ разноплановых, разножанровых сольных или ансамблевых произведений, преимущественно академической направленности — как инструментальных, так и вокальных: отдельных пьес малой формы, романсов, песен, хоров, сюит, а также хотя бы одного более развёрнутого сочинения в вариационной, рондальной, сонатной форме. Все сочинения должны быть представлены в виде аккуратно, грамотно выполненных партитур или клавиров (canto с цифровкой комиссией во внимание не принимаются).

Во время экзамена предложенные абитуриентом сочинения должны быть озвучены либо самим автором (на фортепиано или ином инструменте, в соответствующем ансамбле), либо в качественной магнитофонной или CD записи (хронометраж звучания — от 15 до 25 минут).

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 2-голосный диктант (объем 8–12 тактов) с отклонениями и модуляцией, с использованием хроматизмов и альтераций. Время выполнения — 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в тональности первой — второй степени родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.

3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном или более свободном изложении мелодию романтического стиля в форме периода или в простой двухчастной форме. Мелодическая линия может содержать содержать фигурационные звуки (отмеченные «*»). Гармонизация предполагает использование типичных гармонических оборотов, отклонений и модуляций в тональности диатонического, хроматического родства (с использованием функционального переосмысления посредствующих созвучий). Время выполнения — 120 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджировать с листа:

а) одноголосный пример (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

б) двухголосный пример из полифонической литературы (И. С. Бах, Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.

2. Сыграть на фортепиано модулирующее построение в тональность I степени родства, в традиционной 4-голосной или свободной фактуре, по заданному плану (исходная и заключительная тональности), в форме периода.

3. Выполнить структурно-гармонический анализ произведения по нотному тексту (без предварительного проигрывания), в объёме периода или простых форм (возможны также фрагменты экспозиционных или разработочных разделов сонатной формы, рондо): структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы.

4. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум
и фортепиано

Экзамен состоит из двух самостоятельных разделов: коллоквиума и исполнения абитуриентом фортепианной программы.

Коллоквиум выявляет уровень общекультурной подготовки, осведомленность в области смежных видов искусства и общехудожественных процессов, знание важнейших научных и критических трудов о музыке (углубленное знание трудов по истории музыки, теории музыки, музыкальной педагогике проверяется в зависимости от интересов абитуриента). Необходимо также проявить умение ориентироваться в современном искусстве, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности, культуры.

На фортепиано абитуриент должен исполнить подготовленную программу из 3 произведений, соответствующую по уровню трудности программе III–IV курса общего фортепиано для теоретических или дирижёрско-хоровых отделений музыкальных училищ. В программу входят:

  • Полифоническая пьеса, например: несложная прелюдия и фуга И. С. Баха (из ХТК), Д. Шостаковича, фуга П. Хиндемита;
  • I или II–III части сонаты венских классиков, романтиков, композиторов XX в.
  • Одно произведение малой формы, например: прелюдии Ф. Шопена, А. Скрябина (ор. 11), К. Дебюсси, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, пьесы из «Времён года» П. Чайковского, «Мимолётностей» С. Прокофьева и т. п.

Кроме того, абитуриент должен уметь читать с листа произведения средней трудности.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА

Расписание вступительных испытаний – 2017