Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


53.05.05 «Музыковедение»

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Теория музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 3-голосный диктант (объем 8–12 тактов) с отклонениями и модуляцией, с использованием хроматизмов и альтераций. Время выполнения — 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модулированием в близкие и отдаленные тональности. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.

3. Гармонизовать в строгом 4-голосном или более свободном изложении мелодию романтического типа в форме расширенного периода или в простой двухчастной форме. Мелодическая линия может содержать фигурационные звуки, предполагается использование типичных гармонических оборотов, отклонений и модуляций в тональности диатонического, хроматического, мажоро-минорного родства (с использованием функционального переосмысления посредствующих созвучий). Время выполнения — 120 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджирование с листа:

а) одноголосного примера (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающего мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

б) двухголосного примера из полифонической литературы (И. С. Бах, Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.

2.Сыграть на фортепиано модуляцию в тональность любой степени родства (постепенную, ускоренную или энгармоническую) в форме периода или более развернутой структуры в традиционной 4-голосной  или свободной фактуре, по заданному тональному плану.

3. Выполнить структурно-гармонический анализ произведения по нотному тексту, без предварительного проигрывания, преимущественно в объёме периода, простых форм (возможны также фрагменты экспозиционных или разработочных разделов сонатной формы, рондо): структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы.

4. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Музыкальная
литература

Экзамен включает в себя письменную викторину и устный ответ.

1. Письменная викторина требует определения в записи 12–15 отрывков из музыкальных произведений, входящих в училищную программу по музыкальной литературе. Необходимо назвать автора, акт (часть) и тему, при необходимости указать из какого раздела (экспозиции, разработки, финала, акта и пр.) она взята.

2. Устная музыкальная литература предполагает знание основных этапов развития и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, выдающихся музыкальных произведений, а также ориентацию в учебной, научной и критической литературе по рассматриваемым вопросам, представления о наиболее крупных событиях и процессах музыкальной жизни.

Все требования — в объеме училищной программы по музыкальной литературе. Экзаменационный билет включает в себя два вопроса: один — по отечественной, другой — по зарубежной музыке. Примерное время ответа на оба вопроса — 20–25 мин.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум
и фортепиано

Экзамен состоит из двух самостоятельных разделов: коллоквиума и исполнения абитуриентом фортепианной программы.

Коллоквиум выявляет уровень общекультурной подготовки, осведомленность в области смежных видов искусства и общехудожественных процессов, знание важнейших научных и критических трудов о музыке (углубленное знание трудов по истории музыки, теории музыки, музыкальной педагогике проверяется в зависимости от интересов абитуриента). Необходимо также проявить умение ориентироваться в современном искусстве, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности, культуры.

На фортепиано абитуриент должен исполнить подготовленную программу из 3 произведений, соответствующую по уровню трудности программе III–IV курса общего фортепиано для теоретических или дирижёрско-хоровых отделений музыкальных училищ. В программу входят:

  • Полифоническая пьеса, например: несложная прелюдия и фуга И.С.Баха (из ХТК), Д. Шостаковича, фуга П. Хиндемита;
  • I или II–III части сонаты венских классиков, романтиков, композиторов XX в.
  • Одно произведение малой формы, например: прелюдии Ф. Шопена, А. Скрябина (ор. 11), К. Дебюсси, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, пьесы из «Времён года» П.Чайковского, «Мимолётностей» С. Прокофьева и т. п.

Кроме того, абитуриент должен уметь читать с листа произведения средней трудности.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА