Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.05 «Дирижирование»: Дирижирование оперно-симфоническим оркестром

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Исполнение
программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы: продирижировать двумя произведениями, различными по характеру и темпу (под аккомпанемент двух фортепиано).

Примерный список произведений для дирижирования:

  • Бетховен Л. Симфонии №№ 1, 2, 4 (первые части), Увертюра «Кориолан»
  • Бородин А. Симфония № 2 (I, II, IV части)
  • Вебер К. М. Увертюры
  • Гайдн И. Симфонии (I, II части)
  • Глазунов А. «Торжественная увертюра», Симфонии №№ 4, 5, 6 (первые части)
  • Кабалевский Д. Сюита из оперы «Кола Брюньон»
  • Мендельсон Ф. Увертюра «Фингалова пещера»
  • Моцарт В. Увертюры, симфонии (первые и вторые части)
  • Мясковский Н. Симфония № 27 (II ч.)
  • Прокофьев С. Симфония № 7 (I ч.)
  • Римский-Крсаков Н. «Испанское каприччио»
  • Хачатурян А. Сюита из балета «Гаянэ», «Спартак»
  • Чайковский П. Симфонии № 2 (I ч.), № 5 (I, II ч.), Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
  • Шостакович Д. «Праздничная увертюра»
  • Шуберт Ф. «Неоконченная» симфония

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Музыкальная
литература

Экзамен предполагает знание основных этапов развития и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры и выдающихся музыкальных произведений.

Все требования — в объеме училищной программы по музыкальной литературе.

Экзаменационный билет включает в себя два вопроса: один — по отечественной, другой — по зарубежной музыке. Примерное время ответа на оба вопроса 20–25 мин.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Фортепиано

Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:

  • одно полифоническое произведение (например: Глинка. Фуга; Бах И. С. Двух- или трехголосные инвенции, несложные прелюдии и фуги из ХТК; Шостакович. Прелюдии и фуги);
  • I или II–III части сонаты (например: Бетховен. Сонаты №№ 5, 9, 10; Сонаты Гайдна, Моцарта);
  • произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора (например: Чайковский. «Времена года»; Мендельсон. Песни без слов; Шуман. «Листки из альбома»; Скрябин. Прелюдии ор. 11; Шостакович. Прелюдии ор. 34; Барток. Багатели ор.6 и т. п.).

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Записать 2-голосный диктант (объем 8–12 тактов) с отклонениями и модуляцией, с использованием хроматизмов и альтераций. Время выполнения — 25 минут.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.

3. Гармонизовать в строгом 4-голосном или более свободном изложении мелодию романтического стиля в форме периода или в простой двухчастной форме. Мелодическая линия может содержать звуки мелодической фигурации, предполагать использование типичных гармонических оборотов, отклонений и модуляций в тональности диатонического, хроматического, мажоро-минорного родства (с использованием функционального или энгармонического переосмысления посредствующих созвучий). Время выполнения — 120 мин.

УСТНО:

1. Сольфеджировать с листа:

а) одноголосный пример (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

б) двухголосный пример полифонической литературы (И. С. Бах. Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.

2. Сыграть на фортепиано модуляцию в форме периода, в традиционной 4-голосной или свободной фактуре, по заданному гармоническому или тональному плану (указаны начальная и заключительная тональности).

3. Выполнить структурно-гармонический анализ произведения малой формы (или фрагмента экспозиционного, разработочного разделов сонатной формы, рондо) по партитуре (без предварительного проигрывания)): структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы.

4. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по теории музыки — 50 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА