Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.05 «Дирижирование»: Дирижирование академическим хором

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Исполнение программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:

  • продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и характеру (одно — для хора a cappella, другое — с сопровождением);
  • пропеть наизусть с тактированием один из голосов хоровой партитуры a capella по горизонтали и последовательность аккордов по вертикали;
  • исполнить наизусть партитуру хора a cappella на фортепиано.

Примерный список произведений для дирижирования

а) для хора a cappella:

  • Брамс И. «В ночной тиши»
  • Глинка М. — Балакирев М. «Венецианская ночь»
  • Гречанинов А. «За реченькой яр хмель», «Нас веселит ручей», «На заре»
  • Егоров А. «Песня»
  • Калинников В. «Жаворонок», «Зима», «Солнце встает», «Ой, честь ли то молодцу»
  • Кастальский А. «Ты, рябинушка», «Дожинки» (из цикла «Сельские работы»)
  • Коваль М. «Слезы», «Ой, земля-земелюшка» (из оратории «Емельян Пугачев»), «Буря бы грянула, что ли...»
  • Кодай З. «Ел цыган сыр»
  • Кюи Ц. «Засветилась вдали», «Уснуло все»
  • Ленский А. «Душно», «Сокол» (из цикла «1905 год»)
  • Мендельсон Ф. «Лес»; Три песни на слова Г. Гейне: «Беги со мной», «Как иней ночкой весенней пал», «Над ее могилой»
  • Мурадели В. «Ответ на послание Пушкина», «Шалаш в Разливе»
  • Римский-Корсаков Н. «Подуй, подуй, непогодушка», «Ночевала тучка золотая»
  • Россини Д. Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль»
  • Русские народные песни: «Венули ветры» (обр. Д. Шостаковича), «Горы» (обр. А. Александрова), «Дороженька» (обр. А. Свешникова), «Как пойду я на быструю речку» (обр. А. Свешникова), «Повянь, повянь, бурь-погодушка» (обр. В Соколова), «У ворот, ворот батюшкиных» (обр. М. Мусоргского), «Уж ты, поле мое» (обр. А. Новикова), «Уж я золото хороню» (обр. А. Копосова), «Узник» (обр. А. Давиденко) и др.
  • Салманов В. «Издалека» (из цикла «Шесть поэм на слова Н. Хикмета»)
  • Свиридов Г. «Повстречался сын с отцом», «Вечером синим»
  • Танеев С. «Посмотри, какая мгла», «Серенада», «Сосна»
  • Украинские народные песни: «Дударик», «Щедрик» (обр. Н. Леонтовича)
  • Чайковский П. «Без поры да без времени» (для женского хора), «Ночевала тучка золотая», «Соловушко»
  • Чесноков П. «За рекой, за быстрой», «Не цветочек в поле вянет», «Дубинушка»
  • Шебалин В. «Береза», «Жаворонок», «Зимняя дорога», «Мать послала к сыну думы», «Полынок» (для мужского хора), «Утес»
  • Шостакович Д. «Казненным» (из цикла «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов»)
  • Шуман Р. «Вечерняя звезда», «Доброй ночи», «Ночная тишина», «Цыгане»
  • Щедрин Р. Четыре хора на слова А. Твардовского
  • Эрнесакс Г. «Моя страна»

б) для хора с сопровождением:

  • Бородин А. I-й хор «Слава» (из оперы «Князь Игорь»)
  • Гендель Г. «Сражен Самсон» (из оратории «Самсон»)
  • Глинка М. «Ах ты, свет Людмила» (из оперы «Руслан и Людмила»), Свадебный хор (из оперы «Иван Сусанин»)
  • Давиденко А. «На десятой версте»
  • Даргомыжский А. Свадебный хор (из оперы «Русалка»)
  • Кабалевский Д. Песня сборщиц винограда (из оперы «Кола Брюньон»)
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Коваль М. «Долина — долинушка»
  • Мусоргский М. «То не сокол летит» (из оперы «Борис Годунов»), «Поздно вечером сидела», «Возле речки, на лужочке» (из оперы «Хованщина»)
  • Прокофьев С. «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский»), «Пушкари» (из оратории «Иван Грозный»)
  • Свиридов Г. «Здесь будет город — сад!» (из «Патетической оратории»), «Поет зима», «Небо — как колокол» (из «Поэмы памяти Сергея Есенина»)
  • Рахманинов С. «Как вольность, весел наш ночлег», «Огни погашены» (из оперы «Алеко»)
  • Римский-Корсаков Н. Хор торговых гостей (из оперы «Садко»), Хор слепцов-гусляров, «Ай, во поле липенька» (из оперы «Снегурочка»), «Что так рано солнце красно» (из оперы «Сказка о царе Салтане»), «Солнышку красному слава» (из оперы «Майская ночь»), «Из дебрей глубоких» (из оперы «Млада»)
  • Рубинштейн А. «Ноченька» (из оперы «Демон»)
  • Чайковский П. Хор певчих (из оперы «Пиковая дама»), Проводы Масленицы и хор цветов (из музыки к пьесе А. Островского «Снегурочка»), «На море утушка» (из оперы «Опричник»), «Нету, нету тут мосточка» (из оперы «Мазепа»)
  • Шуман Р. «Цыгане»

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:

  • знание литературы по своей специальности, в том числе по хороведению;
  • знание основных положений методики преподавания в школе и работы с самодеятельным хором;
  • знание музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища.

Кроме того, поступающий должен проанализировать одно из произведений, исполненных на экзамене, с точки зрения содержания, стиля, и исполнительских средств.

Список литературы по хороведению, знание которой необходимо для коллоквиума по специальности:

  • 1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором
  • 2. Егоров А. Теория и практика работы с хором
  • 3. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка
  • 4. Ольхов К. О дирижировании хором
  • 5. Пигров К. Руководство хором
  • 6. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором
  • 7. Соколов В. Работа с хором
  • 8. Чесноков П. Хор и управление им

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Фортепиано

Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:

  • одно полифоническое произведение (например: Глинка. Фуга, Бах И. С. Двух- или трехголосные инвенции, несложные прелюдии и фуги из ХТК, Шостакович. Прелюдии и фуги);
  • I или II–III части сонаты (например: Бетховен. Сонаты №№ 5, 9, 10; Сонаты Гайдна, Моцарта);
  • произведение малой формы отечественого или зарубежного композитора (например: Чайковский. «Времена года»; Мендельсон. Песни без слов; Шуман. «Листки из альбома»; Скрябин. Прелюдии ор. 11; Шостакович. Прелюдии ор. 34; Барток. Багатели ор.6 и т. п.).

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

  1. Записать двух- трехголосный диктант в форме периода (объем 8–12 тактов) с отклонениями в первую степень родства, с использованием хроматизмов и альтераций.
  2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в первую степень родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 25 минут.
  3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении мелодию классического стиля, в форме расширенного периода, с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.

УСТНО:

  1. Сольфеджировать с листа:
    1. одноголосный пример (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.
    2. двухголосный пример из полифонической литературы (И. С. Бах. Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.
  2. Спеть вертикаль в четырехголосной модулирующей последовательности по предложенной цифровке.
  3. Сыграть на фортепиано модулирующую последовательность в тональности первой степени родства по выписанному гармоническому плану (в виде цифровки) или по заданному тональному плану (начальная и конечная тональности) — по выбору абитуриента.
  4. Выполнить гармонический анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента более крупного сочинения по клавиру или хоровой партитуре (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы.
  5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

Минимальное количество баллов по каждому творческому испытанию, подтверждающее положительный результат — 50 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Приемные требования
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА