РГК - Оркестровые струнные инструменты
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство: Оркестровые струнные инструменты

Требования к вступительным испытаниям 2023
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Расписание консультаций
Расписание вступительных испытаний 2023
Творческое испытание –
исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:

Скрипка
  • два этюда: один — на различные виды штрихов, другой — для беглости пальцев или в двойных нотах. Например, из сборников этюдов: А. Львов. 24 этюда с фортепиано; П. Роде. 24 каприса; Я. Донт. Этюды, соч. 35; этюды П. Гавинье, Р. Крейцера, Н. Паганини, Г. Венявского, а также этюды отечественных композиторов (А. Грозовского, В. Шера, К. Мостраса, К. Родионова и др.);
  • две разнохарактерные части (подвижную и медленную) из сонат или партит для скрипки соло И. С. Баха;
  • I или II–III части концерта. Например, Г. Венявский. Концерт для скрипки с оркестром № 2; К. Сен-Санс. Концерт № 3, а также концерты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна и др.;
  • два разнохарактерных произведения малой формы (подвижное и медленное) отечественного или зарубежного композитора;
  • все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах) в умеренном темпе.
Альт
  • два этюда, один из них на двойные ноты. Например, этюды Б. Кампаньоли, И. Палашко, соч. 77; Р. Крейцера, М. Териана;
  • одну — две части из сюит для виолончели соло И. С. Баха в переложении для альта. Например, Прелюдия из сюиты № 2; Сарабанда из партиты № 1; Адажио из сонаты № 1;
  • I или II—III части сонаты или концерта. Например, концерты Г. Генделя, И. Гайдна, И .С. Баха, С. Форсайта, И. Хандошкина; соната М.Глинки, сонаты Л. Боккерини;
  • одно произведение малой формы. Например: А. Александров. Ария; Л. Бетховен. Адажио; Б. Барток. «Вечер в деревне»; Э. Григ. Элегия; С. Прокофьев. «Танец антильских девушек»; С. Рахманинов. Серенада; П. Чайковский. «Подснежник»; Д. Шостакович. Романс;
  • все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, в терциях, секстах, октавах) в умеренном темпе.
Виолончель
  • два этюда: один — на различные виды штрихов другой — в двойных нотах. Например: из сборников этюдов Ж. Дюпора, Ф. Грюцмахера, Д. Поппера или из сборника под ред. С. Козолупова и др.;
  • две разнохарактерные части из сюит для виолончели соло И. С. Баха (подвижную и медленную);
  • одно произведение малой формы. Например: А. Арутюнян. Экспромт; И. С. Бах. Ария; Л. Боккерини. Рондо; С. Рахманинов. Вокализ; П. Чайковский. Ноктюрн; Ю. Шапорин. Пьесы; Д. Шостакович. Адажио;
  • I или II–III части сонаты или концерта средней трудности. Например: концерты Д. Кабалевского, К. Сен-Санса, И. Гайдна (до мажор, ре мажор);
  • все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные, в терциях, секстах, октавах — до четвертой позиции) в умеренном движении.
Контрабас
  • двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе;
  • два этюда разного характера, например: этюд И. Грабе, Р. Крейцера, Ф. Симандля;
  • I или II–III части концерта или сонаты, например: концерты Э. Шторха, Ф. Симандля, сонаты Б. Марчелло, А. Ариости, А. Корелли и т. д.;
  • одно произведение малой формы средней трудности отечественного композитора, например: А. Власов. Мелодия; П. Чайковский. Ноктюрн.

Кроме того, поступающий должен знать все основные позиции и первые позиции большого пальца, все основные штрихи.

Арфа
  • один этюд, например: В. Поссе. Сборник «8 больших этюдов» (№ 1 или № 8); Ф. Цабель. Сборник «Зарубежные этюды» под ред. К. Эрдели (этюд двойными нотами) и т. п.;
  • одну пьесу, например: И. С. Бах — Д. Кабалевский. Органная прелюдия ре минор; И. С. Бах — Н. Парфенов. Органная прелюдия ми минор; Г. Гендель. Чакона;
  • одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора, например: М. Глинка. Ноктюрн, Вариации; Э. Григ. Мелодия; М. Ипполитов-Иванов. Ноктюрн в обр. К. Эрдели; Н. Раков. Соната; Л. Книппер. Эскиз;
  • I или II–III части концерта или виртуозное произведение, например: Г. Гендель — В. Парфенов. Концерт; Ш. Видор. Хорал; Р. Глиэр. Концерт; С. Василенко. Концерт;
  • гаммы мажорные (простые и двойными терциями), арпеджио (простые, ломаные и в октаву), доминантсептаккорды (простые, ломаные и в октаву).
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, игру модуляции, слуховой и гармонический анализ).

Скрипка, Альт, Виолончель, Арфа

ПИСЬМЕННО:

  1. Двухголосный диктант в форме периода (8–10 тактов) с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 30 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме периода протяженностью в 8–10 тактов с возможными отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии с возможными отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио, выпуск II. М., 1973, № 183.
  2. Игра модуляции в форме периода в тональность первой степени родства.
  3. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  4. Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения в форме периода. Примерная сложность: П. И. Чайковский. «Детский альбом», «Утренняя молитва».
Контрабас

ПИСЬМЕННО:

  1. Одноголосный диктант в форме периода (8–10 тактов) в пределах диатоники. Время выполнения – 30 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме периода протяженностью в 8–10 тактов с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии диатонического склада с элементами хроматики. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио, выпуск II. М., 1973, № 91.
  2. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  3. Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения в форме периода. Примерная сложность: Л. Бетховен. Фортепианная соната № 1, вторая часть, 8 тактов.
Собеседование

В собеседование включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Поступающий должен исполнить на фортепиано одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора.

Примерный список литературы для подготовки к собеседованию:
  • Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Общая редакция, вступительная статья и комментарии И.Ямпольского. М., 1965.
  • Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. Издание второе. Ред. Б. В. Доброхотова. М., 1964.
  • Гинзбург М. История скрипичного искусства. Вып. 1. М., 1990.
  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. Т. 4. М., П. Юргенсон, 2018.
  • Григорьев В. (составитель) Леонид Коган. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью. МГК им. Чайковского. М., 1987.
  • Гринберг М. Русская альтовая литература. М., 1967.
  • Мострас К. Г. 24 каприса для скрипки соло Н.Паганини. М., 1959.
  • Понятовский С. История альтового искусства. М., 1984.
  • Понятовский С. (составитель) Вопросы музыкальной педагогики. 8 выпуск. М., 1987.
  • Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. М.-Л., 1967.
  • Раабен Л. Скрипка. М., 1963.
  • Раабен Л. Советский инструментальный концерт. М., 1967.
  • Раабен Л. Скрипичное и виолончельное творчество Чайковского. М., 1958.
  • Рабей В. Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха.
  • Сигети Ж. Воспоминания и заметки скрипача. Общая редакция, вступительная статья и комментарий Л.Гинзбурга. М.. 1969.
  • Сорокер Я. Скрипичные сонаты Бетховена. М.. 1963.
  • Стоклицкая Е. Борисовский – педагог. М., 1984.
  • Струве Б. Процесс формирования виол и скрипок. М.. 1959.
  • Флеш К. Искусство скрипичной игры. Вступительная статья, редакция перевода, комментарии и дополнения К.Фортунатова. М.. 1964.
  • Юзефович Ю. Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом. М., 1985.
  • Ямпольский И. Давид Ойстрах. М., 1964.
  • Ямпольский И. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром. М., 1962.
  • Ямпольский И. Никколо Паганини. М., 1968.
  • Ямпольский И. Русское скрипичное искусство. М.-Л., 1961.