РГК - Франтова Т. В.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Франтова Татьяна Владимировна

Доктор искусствоведения

Профессор



Биография

Франтова Татьяна Владимировна (9 октября 1944, г. Ростов-на-Дону) – музыковед-теоретик, педагог. Доктор искусствоведения — докторская диссертация: «Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века» (2005, М., РАМ им. Гнесиных). Профессор (2006). Член диссертационного совета РГК (1995), член СК России (2005), член Общества теории музыки (2011).

В 1963 окончила Ростовское музыкальное училище по специальности теория музыки (преподаватели – А. А. Соколова, Г. М. Барсегян, Г. Х. Капанаков), в 1968 — МГК по специальности теория музыки (преподаватели – С. С. Григорьев, Н. С. Качалина, Т. Ф. Мюллер, Л. А. Мазель, Ю. А. Фортунатов, Н. С. Николаева, Т. Э. Цытович, И. В. Нестьев, А. И. Кандинский, Г. В. Крауклис, Ю. Н. Холопов, Вл. В. Протопопов, научный руководитель дипломного исследования - В. Н. Холопова). В течение 1981-1983 была соискателем на кафедре теории музыки МГК, научный руководитель В. Н. Холопова, кандидатская диссертация: «Полифония в русской советской музыке 60–70-х годов» (1987, МГК).

В 1968-1971 преподаватель теоретических дисциплин в Таганрогском музыкальном училище, одновременно по совместительству работала в РГМПИ. С 1970 – работает на кафедре теории музыки и композиции, в 1986-1994 заведующая кафедрой теории музыки и композиции. За годы работы вела различные дисциплины: чтение партитур, сольфеджио, анализ муз. произведений, гармонию, полифонию, техники композиции ХХ века. Основные сферы предметной педагогической специализации: преподавание полифонии музыковедам, композиторам, студентам исполнительских факультетов, руководство дипломными работами и диссертационными исследованиями у музыковедов. В классе по специальности подготовлены и защищены 34 дипломных работы и 5 кандидатских диссертаций (М. Фуксман – 2002, О. Кушнир – 2006, С.Козлыкина – 2007, С. Надлер – 2013, Г. Сычева – 2013). Студенты специального класса неоднократно становились победителями Всесоюзных и Всеросийских конкурсов студенческих и аспирантских науч. работ (Л. Андреева – 1984; С. Козлыкина – 2005 и 2007; О. Мутовина – 2005; Г. Сычева (Козева) – 2010 и 2011).

Научная и научно-методическая деятельность

В период заведования кафедрой выступила с инициативой создания педагогами кафедры коллективных методических пособий, в т. ч. «Сборника заданий по музыкальному диктанту (по материалам вступительных экзаменов по сольфеджио в Ростовский государственный музыкально-педагогический институт)» / Соавторы: Т. В. Франтова, Н М. Диденко, В. Г. Коваленко, В. Ф. Красноскулов, Т. Н. Юрасова. (Краснодар, 1991). Разработала и провела экспериментальный комплексный курс для музыковедов «Музыкально-теоретические и музыкально-эстетические воззрения и системы» (1993), а также экспериментальный комплексный курс теоретических дисциплин на композиторском факультете (в сотрудничестве с А. М. Колотиенко и Т. Н. Шишковой, 1986-1988) и курс теории музыки для музыковедов (в сотрудничестве с В. Г Коваленко, Э. А. Стручалиной, Е. Г. Уринсоном, 1988-1991). Ряд методических работ написан в связи с задачами преподавания курса полифонии: «Полифония: Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов» / в соавторстве с А. В. Крыловой. (Ростов-н/Д., 2003); «Полифония / Техники композиции ХХ века. Программа-конспект для музыкальных вузов. Специальность 051200 – композиция». (Ростов-н/Д., 2006) и др.

Инициатор и организатор Всероссийской научной конференции «Отечественная культура XX века и духовная музыка» (1990), международной и всероссийской конференций «Моцарт – Прокофьев» (1991); участница региональных семинаров по вопросам преподавания музыкально-теоретических дисциплин для преподавателей музыкальных училищ Юга России (1989, 1991, 1992, 1993). Выступала с докладами на всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: «Искусство, наука, техника: пути сопряжения» (Уфа, 1990), «Искусство на рубежах веков» (Ростов-на-Дону, 1998), «Старинная музыка сегодня» (Ростов-на-Дону, 2002), «Моцарт и моцартианство» (Ростов-на-Дону, 2006), «Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве» (Ростов-на-Дону, 2007), международных научно-практических семинарах по проблемам преподавания полифонии (Санкт-Петербургская консерватория 2009-2011, 2016), «Теория музыки в России: традиции и перспективы» (Москва, МГК, 2011), всероссийской конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (Москва, МГК, 2014), «Инновационное пространство музыкальной науки и практика»: к 25-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов МГК и юбилею заведующей кафедрой, профессора В. Н. Холоповой (Москва, МГК, 2016) и др. Участвовала в составлении и редактировании научных сборников: «Отечественная культура ХХ века и духовная музыка» (Ростов-на-Дону, 1990); «Моцарт – Прокофьев» (Ростов-на-Дону, 1992); «Музыкальное искусство и религия» (РАМ им. Гнесиных, М., 1994); «Рахманинов в художественной культуре его времени» (Ростов-на-Дону, 1994).

Основная сфера научной и учебно-педагогической деятельности – теория и история полифонии, музыка ХХ века, музыка ростовских композиторов, музыка в контексте культуры ХХ века. Написано более 100 работ, из них около 80 опубликовано.

Основные публикации
  • О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983.
  • Диалог или дуэль? // Советский балет, 1989. № 4.
  • Проблемы обновления и перестройки цикла теоретических дисциплин для музыковедов // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. Уфа, 1990.
  • Хоральная обработка // Полифонические жанры и формы барокко: Лекции по курсу «Полифония» для студентов музыкальных вузов и училищ / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991.
  • И вновь о подготовке музыковедов // Музыкальная академия, 1992. № 1.
  • Феномен «моцартовского» в современной музыкальной культуре // Моцарт – Прокофьев. Ростов-н/Д., 1993.
  • Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60–70-х годов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза / РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. М., 1994.
  • Галина Гонтаренко // Композиторы Российской Федерации. Вып. 5. М., 1995.
  • Полифония ХХ века как рубеж эпох в истории музыкальной культуры // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999.
  • Полифония и сонорность // Музыкальная фактура. РАМ им. Гнесиных. Вып. 246. М., 2001.
  • Формы на cantus firmus в сочинениях А. Шнитке: от изобретения к преображению // Старинная музыка сегодня. Ростов-н/Д., 2004.
  • Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века: Монография. Ростов-н/Д., 2004.
  • Через монтаж – к новой полифонии в музыке // Музыка и время, 2005. № 2.
  • «Порядок из хаоса»: контрапункт в контексте интегративной техники композиции у Шнитке // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-н/Д., 2006.
  • «Moz-Art» Шнитке: Жизнь и приключения классического идеала в эпоху постмодернизма // Моцарт и моцартианство: 250-летию В. А. Моцарта посвящается. М., 2007.
  • Канон в музыке отечественных композиторов второй половины ХХ века. Ростов-н/Д., 2008.
  • Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. / МК России; РГК. М., 2010.
  • О жанровых границах строгого стиля // Теория полифонии и методика ее преподавания / СПб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб., 2011.
  • Об одном парадоксе соотношения науки и методики в музыкознании (на примере дисциплины «полифония») // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2012. № 2.
  • Музыка в пространстве современной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2013. № 4.
  • Изучение научного наследия композиторов как актуальная задача современного музыкознания // Фундаментальные исследования, 2014. № 12.
  • Феномен творческого союза на постсоветском пространстве: о многообразии видов и форм // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. Ростов-н/Д., 2015.
  • Встречи с недавним далёким прошлым (рефлексии по поводу двух фрагментов из писем А.Г. Шнитке к М.В. Ожиговой) // ЮРМА, 2016. № 3 (24)
  • Письма Альфреда Гарриевича Шнитке к Марии Владимировне Ожиговой. Воспоминания Марии Владимировны Ожиговой / Составление, редакция, комментарии и предисловие Т. В. Франтовой; Запись и расшифровка Т. В. Франтовой и М. А. Фуксмана. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2017.
  • и др.
Литература
  • Шевляков Е. О неотразимости музыкознания или К юбилею Т. В. Франтовой // Камертон, 1994. № 10 (25).
  • Чигарева Е. «Суперполифония» Альфреда Шнитке // Музыкальная академия., 2008. № 2.
  • Шабунова И. Т. В. Франтова. Импровизация и контрапункт // Ростовская консерватория в лицах. Очерки. Вып. 1. Ростов-н/Д., 2012.