РГК - Лобзакова Е. Э.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Лобзакова Елена Эдуардовна

кандидат искусствоведения

доцент

заведующая кафедрой истории музыки

ученый секретарь Ученого совета

ученый секретарь Диссертационного совета



Биография

Лобзакова Елена Эдуардовна — музыковед и педагог, кандидат искусствоведения, доцент. Окончила Ростовское училище искусств (1997) по специальности «Теория музыки» и теоретико-композиторский факультет РГК им. С. В. Рахманинова (2002). В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX — начала ХХ века» (научный руководитель — кандидат искусствоведения, профессор Н. В. Бекетова).

Вся профессиональная деятельность связана с образовательными учреждениями Ростовской области. В 1998–2007 — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ им. П. И. Чайковского г. Ростова-на-Дону; в 2002–2013 — преподаватель отделения теории музыки Ростовского колледжа искусств, в 2008–2013 — зав. методической работой Ростовского колледжа искусств.

С 2007 года преподает на кафедре истории музыки Ростовской консерватории: читает курсы истории музыки, методики преподавания профессиональных дисциплин у исполнителей и музыковедов, является научным руководителем дипломных работ студентов-музыковедов. Преподавательскую деятельность плодотворно совмещает с административной работой. С 2013 по 2018 год работала в должности начальника учебно-методического управления консерватории, с 2013 года является ученым секретарем Ученого совета консерватории, с 2016 года — заведующим кафедрой истории музыки, с 2018 года — ученым секретарем Диссертационного совета.

Лобзакова Елена Эдуардовна является участником Международных и Всероссийских научно-практических конференций и симпозиумов; автором целого ряда научных статей и методических работ, выступает в качестве оппонента и рецензента диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Сфера ее научных интересов – изучение процесса взаимообогащения религиозной и светской традиций в пространстве отечественной музыкальной культуры и включение этого аспекта в учебно-образовательную практику, исследование проблем терминологии музыкознания.

Ведет активную музыкально-общественную, организаторскую и просветительскую деятельность. Являлась членом оргкомитетов многочисленных областных музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе: Первого областного хореографического конкурса им. О. Спесивцевой (2012), Международного конкурса фортепианной и ансамблевой музыки «Путь к мастерству» (2012), Областного фестиваля хоровой музыки «Благовест» (2013) и других. С 2009 года – руководитель Южно-российской (открытой) олимпиады по музыкальной литературе среди студентов музыкальных колледжей и колледжей искусств. С 2014 года осуществляет функции исполнительного директора филиала Всероссийского хорового общества по Ростовской области и является одним из организаторов областных и окружных этапов Всероссийского хорового фестиваля. Отмечена Благодарственными письмами Министерства культуры Ростовской области.

Основные публикации

    Научные публикации и учебно-методические работы

  1. Духовная музыка М. Глинки: опыт осмысления // Южно-Российский музыкальный альманах – 2004. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  2. Рахманинов и духовная музыка его времени // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  3. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве Н. Римского-Корсакова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы II международной науч. – практ. конф. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, 2006.
  4. Литургические компоненты в Воскресной увертюре Н. Римского-Корсакова» // Южно-Российский музыкальный альманах – 2005. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2006.
  5. Взаимодействие светского и религиозного в музыкальном произведении: методологические аспекты анализа // Музичне і театральнее мистецтво України в досліджениях молодих мистецтвознавців: Матеріали Всеукраїнськоі науково – творчої конференції студентів та аспірантів. – Харьков.: ХДУМ, 2006.
  6. Взаимодействие светской и религиозной традиции в творчестве русских композиторов XIX – начала ХХ века: семиотическая модель // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной науч. конф. Часть 1. / Гл. ред. Л. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006.
  7. Римский-Корсаков и Рахманинов: к вопросу взаимодействия светской и религиозной традиций // С. Рахманинов: на переломе столетий (Вып. 3): Сб. материалов Международного симпозиума / Ред. Л. Трубникова. – Харьков: СПДФО Носань В.А., 2006.
  8. «Херувимская» М. И. Глинки: каноническая модель в условиях авторского стиля // Гуманитарные и социально-экономические науки.– 2006. – № 10 (29).
  9. Преломление традиций национального культового пения в «Жизни за царя» Глинки // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т.2. – М.: Изд-во МГК им. Чайковского, 2007. – С. 78-85.
  10. Воскресная увертюра Римского-Корсакова: к вопросу ассимиляции музыкально-поэтических средств духовной и светской музыки // Художественный текст: автор и исполнитель: Сб. статей по материалам науч.-практ. конф. молодых ученых Уфа, УГАИ, 2007.
  11. Авторская рецепция канона в «Херувимской» М. И. Глинки // Южно-Российский музыкальный альманах. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. – № 2 (7).
  12. Источниковедение: учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений по специальности 070111 «Музыковедение». – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010.
  13. Взаимодействие светской и религиозной традиций в «Воскресной увертюре Н. А. Римского-Корсакова: семиотический подход // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011.
  14. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве М. Глинки и Н. Римского-Корсакова: учебное пособие с грифом УМО по специальности 070111 «Музыковедение». – Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2012.
  15. Рецепция в музыкознании: к вопросу использования термина // Южно-Российский музыкальный альманах. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2015. – № 3 (7).
  16. Сюжет об Иосифе Прекрасном в балетном жанре: к вопросу использования рецептивного подхода в музыкознании // Проблемы музыкальной науки. – 2016. – № 1.
  17. Римский-Корсаков и Рахманинов: некоторые творческие сопряжения // Музыкальный мир С. В. Рахманинова на рубеже XX–XXI веков: проблемы диалога культур (к 50-летию РГК имени С. В. Рахманинова). – Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2017.
  18. Рецепция распева тропаря Пасхи в светских жанрах: тенденции и методы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3: в 2-х т. Т. 1. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г», 2018.
  19. Анализ музыкального произведения и проблемы рецепции // Проблемы музыкальной науки. – 2018. – № 1.
  20. Музыковедческая терминология в поле взаимодействия гуманитарных наук // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2018. – № 1.
  21. Древнерусская культовая монодия в пространстве отечественной музыкальной культуры: о двух подходах к изучению // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2018. – № 3.
  22. Концепт «Воскресение» в поэтике романсов С. В. Рахманинова // Культура и искусство. – 2018. – № 10 (37).
  23. Другие публикации

  24. Жизнь замечательного колледжа (о Ростовском колледже искусств) // Журнал «Астероид», 2009, № 8.
  25. Дарящая свет (К юбилею Н. В. Бекетовой) // Ростовская консерватория: события, лица – 2009. – Ростов-на-Дону: РГК им. Рахманинова, 2010.
  26. «Поют Ростовские соловушки»: буклет к 20-летию камерного хора ДМШ им. Чайковского. – Ростов-на-Дону, 2011.
  27. Трансмиссия древнерусского распева в отечественной музыкальной культуре: методология исследования проблемы // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2019. – № 4.
  28. Древнерусский распев в условиях современной инструментальной композиции: опыты В. Ульянича // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре: сб. трудов межд. науч. конф. 11–15 апреля 2019 г. Т. 2. – Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2019.
  29. Механизмы адаптации древнерусского распева в сочинениях современных композиторов // Проблемы современного композиторского творчества. – Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2019.
  30. Древнерусский распев и современное композиторское творчество: типология сопряжений // Проблемы музыкальной науки. – 2020. – № 1.
  31. Знаменный распев в музыкально-стилевом пространстве ранних симфонических опусов С. Слонимского // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2020. – № 3.
  32. Проблема адаптации древнерусского распева в отечественной культуре Нового и Новейшего времени: истоки исследовательской традиции // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 4. Сборник материалов IV международной научной конференции. Краснодар: изд-во Магарин О.Г., 2020.
  33. Осмысление механизмов культурно-исторического диалога в современном музыкознании: тенденции, методы // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24-27 ноября 2020 года / ред.-сост. Т.И. Науменко / Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020.
  34. Музыкальное произведение или критический памфлет? (о фортепианных циклах Э. Сати 1912-1915-х годов) / совместно с М. Порубиной. Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1. Ростов н/Д. – С. 63–69.
  35. Авангард и древнерусская певческая традиция: музыкальные интерференции Николая Корндорфа // Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития. Ростов н/Д: РГК, 2021. – С. 7–17.
Просветительская деятельность
01 02 03 04 05 06 07 08