РГК - Шевляков Е. Г.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Шевляков Евгений Георгиевич

Доктор искусствоведения

Профессор

Академик Российской академии гуманитарных наук

Член Союза композиторов России

Член Союза музыкальных деятелей России



Биография

Профессиональное музыкальное образование получил в Ростовском училище (ныне колледже) искусств, где совмещал занятия по классу виолончели и на теоретическом отделении. В 1967 году поступил на теоретико-композиторский факультет Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, после года обучения перевёлся в только что открытый Ростовский государственный музыкально-педагогический институт. Выпускной диплом написал под руководством профессора Л. Я. Хинчин. В последний год обучения вёл самостоятельный курс для других студентов института. После Государственных экзаменов оставлен в вузе для работы на кафедре истории музыки.

На протяжении многих лет преподавательской деятельности вёл развёрнутые самостоятельные учебные курсы, посвящённые главным образом проблемам музыки ХХ века, позднее – начала XXI века. Им разработаны и внедрены в РГК и в других вузах инновационные программы «Музыка ХХ века» (отмечена на Всероссийском конкурсе, 1996), «Мировая художественная культура: основы теории, типологии, истории» (издана в 1999), «Теоретические основы музыкальной культуры» (издана в 2003), «Социология музыки» и другие. Много раз руководил научными работами студентов, а также подготовкой диссертаций на соискание ученых степеней.

Научная подготовка углублялась в аспирантуре Научно-исследовательского отдела Ленинградского государственного института те-атра, музыки и кинематографии (в настоящее время Научно-исследовательский отдел отделён и преобразован в самостоятельный Российский институт истории искусств). Кандидатская диссертация подготовлена под научным руководством профессора А. Н. Сохора и защищена в Ленинграде в 1978 году. Докторская диссертация подготовлена при научных консультациях профессора М. Е. Тараканова, защищена в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в 1993 году.

В центре интенсивной научной деятельности – проблемы музыки ХХ века, истории, теории, философии культуры. Монография «Неоклассицизм и отечественная музыка 60-80-х годов» по специальным заявкам направлена в Библиотеку Конгресса США, в Национальные библиотеки Германии, Чехии, Румынии, Болгарии, Словакии, в университетские библиотеки Йеля, Питтсбурга, штата Вашингтон (США), Варшавы (Польша), Осло (Норвегия), в другие книгохранилища. Изданы электронная монография «Культура и музыка в ХХ веке» (Библиотека философской мысли Юга России. Лазерный диск III Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия». Ростов-на-Дону: 2002), монография «Музыкальный неоклассицизм ХХ века». Автор свыше 200 научных трудов, многие из которых изданы, переизданы в России и за рубежом. Руководил коллективными научными трудами, участвовал в разработке комплексных программ развития культуры, образования на 2001–2005 годы в Ростовской области, на Юге России.

Руководил и активно участвовал во Всероссийских, Всесоюзных, Меж-дународных фестивалях, конференциях. В разные годы в РГК возглавлял студенческое научно-творческое общество, кафедру истории музыки, был проректором по научной и творческой работе вуза, основал и многие годы возглавлял Центр повышения квалификации специалистов творческих про-фессий при РГК, позднее на время преобразованный в Южный межотрасле-вой институт дополнительного образования «ORPHEUS» при РГК. Многие годы избирался членом Учёного совета консерватории. С 1994 года по сегодняшний день заместитель председателя Диссертационного совета по присуждению учёной степени кандидата и доктора искусствоведения в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова по специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство.

Кроме не прерываемой деятельности в консерватории приглашался для преподавания на философском факультете Ростовского государственного университета, на должность профессора кафедры философии и культурологи Института по переподготовке и повышению квалификации при Ростовском государственном, позднее Южном федеральном университете, на должность профессора и члена Учёного совета Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры. В разные годы возглавлял областной совет по искусству общества «Знание», вёл цикл по проблемам киномузыки в Доме кино Ростовской организации Союза кинематографистов России. Часто и успешно выступал перед широкой публикой, в печати, проводил развёрнутые лекционно-концертные циклы. Избирался членом Консультативного совета при Полномочном представителе Президента Российской федерации в Южном федеральном округе. Член Редакционных советов, коллегий журналов Северо-Кавказского научного центра высшей школы «Научная мысль Кавказа» (с 1995), «Гуманитарные и социальные науки на Северном Кавказе» (с 1999 года). Член Диссертационного совета по философским наукам в Ростовском государственном университете по специальности 09.00.13 – религиоведение, философская антропология и философия культуры (с 1997).

Профессиональная деятельность Е.Г. Шевлякова высоко оценивается специалистами. В разные годы ему присвоено звание «Лучший лектор Дона» (1984), включён в Справочник «Культура Дона в лицах» (Ростов-на-Дону, 1998). Отмечен Благодарственным письмом и премией Главы Администрации Ростовской области (2004), Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2012). Входил в Исследовательское бюро консультантов Американского биографического института (1999), сведения о нём включены в «Международный справочник выдающихся деятелей мира», «Международный справочник ведущих руководителей мира» (1998) того же института. Избран действительным членом Академии гуманитарных наук (1999), Российского философского общества (2001).

Находит время для занятий художественной литературой - до этого времени выпущены сборник повестей «Контакт» (2013), сборник стихотворных этюдов «Погляди без отчаянья» (2014).

Основные публикации
    Монографии, разделы учебников
  • Неоклассицизм и отечественная музыка 60-80-х годов. Монография, 10 п.л., 1992 // Ростов-на-Дону: РГК, 1992.
  • Культура и музыка в ХХ веке. Электронная монография. Библиотека философской мысли Юга России. Лазерный диск III Российского философ-ского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия». Ростов-на-Дону: 2002.
  • Музыкальный неоклассицизм ХХ века. Монография, 15 печ. л., с при-ложениями. М.: «Вузовская книга», 2004.
  • Новая фольклорная волна // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Санкт-Петербург: «Композитор», 2005.

  • Статьи
  • О прелести и пользе воспоминаний // «Моцарт - ХХ век». Межвузов-ский сборник статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1993.
  • Рахманинов современный и «не-современный» // «Сергей Рахманинов. От века минувшего к веку нынешнему». Ростов-на-Дону: РГК, 1994.
  • Стиль как динамичная система отношений // «Стилевые искания в му-зыке 70-80-х годов ХХ века». Ростов-на-Дону: РГК, 1994.
  • «Авитаминоз культуры» // Журнал «Научная мысль Кавказа», 1995, вып. 2-3.
  • Блеск и нищета метафоричности в музыкознании. Статья, 20 с., март 1994 // «Памяти учителей». К 80-летию Лии Яковлевны Хинчин. К 70-летию Арнольда Наумовича Сохора. Ростов-на-Дону: РГК, 1995.
  • Бытовая музыка и социальная психология: лики общности. Статья, 1 п.л., ноябрь 1994 // «Музыкальная академия», 1995, № 3.
  • Галина Гонтаренко: судьба сквозь ноты. // «Музыкальная академия», 1996, № 2.
  • Неоромантизм в музыке ХХ века: пределы или беспредельность? Ста-тья, 11 с., май 1996 // «Музыкальный мир романтизма». Материалы Между-народной научной конференции. Ростов-на-Дону: РГК, 1997.
  • Понятие и критерии «рубежа» в истории музыкальной культуры // «Искусство на рубежах веков». Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова 1999.
  • Стилевая интеграция в музыке последней трети ХХ века. Статья, 0.5 п.л., январь 1997 // «Проблемы развития художественного мышления». Санкт-Петербург - Волгоград: 1998.
  • «Хоры стройные…». Хоровая и церковная музыка в Ростове-на-Дону // «Музыкальная академия», 1998, вып. 3-4.
  • Художественная культура, образование, общество // Журнал «Научная мысль Кавказа», 1996, вып. 3 // Библиотека философской мысли Юга России. Лазерный диск III Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия». Ростов-на-Дону: 2002.
  • «Требуется Орфей» или О социальной необходимости широкого ус-воения художественной культуры. // Культура и музыка в ХХ веке. Элек-тронная монография. Библиотека философской мысли Юга России. Лазерный диск III Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия». Ростов-на-Дону: 2002.
  • Творческие принципы музыкального неоклассицизма. Учебное посо-бие. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 2008.
  • «Тихий Дон» Д. Шостаковича. История ненаписанной оперы. // «Юж-но-Российский музыкальный альманах – 2007». Ростов-на-Дону, 2008.
  • Философская поэтическая лирика в музыке современных отечествен-ных композиторов. На примере «Лирики Пушкина» Бориса Чайковского и «Шести стихотворений Марины Цветаевой» Дмитрия Шостаковича. // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. 2012, № 4 (35).
  • Аксиологическая приоритетность творчества как фактор развития со-циума. Статья, ноябрь 2011 (15 страниц, 20 731 знак) // Гуманитарные и со-циально-экономические науки, 2012, № 2.
  • Мендельсон в ХХ веке или Насущность гармонии. // Научная мысль Кавказа, 2012, № 2.