Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RU
EN
КонтактыКонтакты СсылкиСсылки АрхивАрхив


Цукер Анатолий Моисеевич

Видео

Научный и творческий руководитель кафедры истории музыки

Председатель диссертационного совета РГК им. С. В. Рахманинова

Почетное звание:

Заслуженный деятель искусств РФ

Кавалер ордена Дружбы

Лауреат премии СК России им. Д. Д. Шостаковича

Ученая степень:

Доктор искусствоведения, 1992

Ученое звание:

Профессор, ПР № 000924 23.07.1992

Занимаемая должность:

Профессор, 29.03.1989

Академик Российской академии естествознания, 2004

Председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России

Тел.: (863) 240 70 03, 8 918 5073796

E-mail: amzucker@rambler.ru



Биография

Родился 12 июля 1944 года. Учился в Свердловском музыкальном училище им. П. И. Чайковского, в Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, а затем в Ростовском музыкально-педагогическом институте (впоследствии Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова). Окончил его в 1968 году (класс Л. Я. Хинчин), является его первым выпускником (диплом № 1). Обучался в аспирантуре Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (кандидатская диссертация «Традиции Мусоргского в творчестве Шостаковича, научный руководитель А. Н. Сохор; 1973) и в докторантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (научный консультант М. Е. Тараканов), где защитил докторскую диссертацию «Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке» (1991).

С 1968 года преподает в Ростовской консерватории, с 1986 по 2016 годы заведует кафедрой истории музыки, с 2016 года научный и творческий руководитель кафедры, среди его многочисленных учеников профессора, доценты и преподаватели вузов России, педагоги музыкальных колледжей, лекторы-музыковеды филармоний, музыкальные редакторы радио и телевидения, многие из них удостоены ученых и почетных званий.

Являясь с 1991 по 1999 и с 2002 по 2010 гг. проректором по научной и концертной работе Ростовской консерватории, а с 2010 г. председателем Ростовской организации Союза композиторов России, стал организатором многих фестивалей и конференций, в том числе международных, таких как «Моцарт – Прокофьев», «Рахманиновские дня в Ростове», «Рахманинов в художественной культуре его времени», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма», «Искусство на рубежах веков», «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве», «Моцарт и моцартианство», «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра», «Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе», «Музыка и молодежь», «Отцы и дети: музыкальное будущее России». Инициатор открытия в 1994 году в Ростовской консерватории диссертационного совета и его бессменный председатель.

А. М. Цукер — автор более 200 научных работ, опубликованных в Кембридже, Лондоне, Нюрнберге, Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде – Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове и др. В числе его работ монографии о творчестве известных российских композиторов: Николая Ракова, Микаэла Таривердиева, Григория Фрида, книги «И рок, и симфония», «Единый мир музыки», «Отечественная массовая музыка: 1960–1990», «Драматургия Пушкина в русской оперной классике», «Музыковедение и жизнь», статьи посвященные творчеству Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, ростовских композиторов А. Артамонова, А. Кусякова, В. Ходоша. Научная деятельность Цукера отличается широтой и разнообразием — от исследований отечественной музыкальной классики, до работ, посвященных массовым музыкальным жанрам: рок-музыке, авторской песне, рок-опере, мюзиклу и др. Он — один из авторов учебника «Истории современной отечественной музыки», выпущенного Московской консерваторией, редактор-составитель многих научных изданий, создатель и с 2004 по 2009 гг. главный редактор Южно-Российского музыкального альманаха, участник многочисленных симпозиумов, конференций, научных семинаров и мастер-классов на территории России (от Санкт-Петербурга до Красноярска и Салехарда), в Украине, Белоруссии, Молдове. Является членом редколлегий и редсоветов ряда научных журналов страны: «Музыкальная академия» (Москва), «Искусство музыки. Теория и история» (ГИИ, Москва), «Медиамузыка» (Москва), «Вестник музыкальной науки» (НГК им. М. Глинки, Новосибирск), «Искусствознание: теория, история, практика» (ЮУрГИИ им. П. Чайковского, Челябинск), «Проблемы музыкальной науки» (Уфа).

А. М. Цукер совмещает научную и педагогическую деятельность с критико-журналистской, филармонической, просветительской. Он — постоянный ведущий многочисленных камерных и симфонических концертов, участник многих филармонических, телевизионных и радиопрограмм, создатель и в течение 35 лет (1977–2012) бессменный руководитель Ростовского музыкального клуба. В деятельности клуба участвовали видные отечественные композиторы и исполнители: Микаэл Таривердиев, Эдисон Денисов, Борис Тищенко, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский, Дмитрий Башкиров, Сергей Яковенко, Алексей Скавронский, Алексей Любимов, Наум Штаркман, Игорь Ойстрах, Игорь Бриль, Дмитрий Покровский, Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский и др.


Литература

  • Селицкий А. Дар ненапрасный // А. Селицкий. Музыковедение – океан возможностей. Ростов – н/Д, 2012
  • Мещерякова Н. Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014, № 3 (16)
  • Пхида А. «Вечный двигатель» Анатолия Цукера // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvk-media.ru/stat/vechnii_dvigatel_anatoliya_tsukera/
  • Лесько Т. Станет ли рок «роковым». Лекции профессора Цукера // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bgam.edu.by/oldsite/bgam_ru/Gazeta_SNTO.htm
  • Мироненко Е. Своевременные диалоги эпох и культур // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/vypusk-2/novye-izdaniya/519.html
Основные публикации
  1. Особенности музыкального гротеска // Советская музыка. 1969, № 10.
  2. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 10. — Л., 1971.
  3. Народ покорный и народ бунтующий // Советская музыка. 1972, № 3.
  4. Драматургия народных образов и сцен в произведениях Шостаковича и традиции Мусоргского // Музыковедение и вопросы теории искусства. — Ростов-н/Д, 1975.
  5. Верность своей теме // Советская музыка. 1978, № 3.
  6. Концепционность, историзм // Советская музыка. 1978, № 12.
  7. Традиции музыкального театра Мусоргского в симфоническом творчестве Шостаковича // Музыкальный современник. Вып. 3. — М., 1979.
  8. Советская музыка в телевизионной интерпретации // Советская музыка. 1979, № 6.
  9. Н. П. Раков. — М., 1979.
  10. Решая героическую тему // Музыка России. Вып. 3. — М., 1980.
  11. «Каменный гость» как музыкальная концепция // Советская музыка. 1980, № 5.
  12. Алексей Артамонов // Композиторы Российской Федерации. Вып. 1. — М., 1981.
  13. Микаэл Таривердиев. К 50-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. 1981, № 19.
  14. Синтетичность художественных исканий // Советская музыка. 1983, № 8.
  15. Обретение зрелости // Композиторы Российской Федерации. Вып. 3. — М.,1984. (Совместно с Е. Уринсоном).
  16. Достижения и трудности молодой культуры // Советская музыка. 1984, № 11.
  17. Микаэл Таривердиев. — М., 1985.
  18. К концепции «Скупого рыцаря» // Советская музыка. 1985, № 7.
  19. От диалога к синтезу // Советская музыка. 1986, № 6.
  20. Музыкальный клуб – путь к слушателю // Советская музыка. 1987, № 9.
  21. В контакте с массовыми жанрами // Советская музыка. 1988, № 1.
  22. «Граф Калиостро» в Камерном театре // Музыка России. Вып. 7. — М., 1988.
  23. Художник, воспитай себе аудиторию // Советская музыка. 1988, № 10. (Совместно с А. Селицким).
  24. Григорий Фрид. Путь художника. — М., 1990. (Совместно с А. Селицким).
  25. У истоков рок-оперы // Музыка и ты. Вып. 9. — М.,1990.
  26. Рок в контексте современной музыки // Музыка России. Вып. 9. — М., 1991.
  27. Кафедра истории музыки: концепция обновления // Музыкальная педагогика в идеях и лицах. — Ростов-н/Д., 1992. (Совместно с Г. Калошиной).
  28. Моцарт – Прокофьев. Традиция и судьба // Моцарт – ХХ век. — Ростов-н/Д, 1993.
  29. И рок, и симфония… — М, 1993.
  30. Концепция «Скупого рыцаря» Рахманинова и художественные искания начала века // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. — Ростов-н/Д., 1994.
  31. Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки. Возможности. Пути. Перспективы // Стилевые искания в музыке 70-х – 80-х годов ХХ века. — Ростов-н/Д., 1994.
  32. О принципах жанрового анализа: социокультурный и музыкально-драматургический аспекты // Памяти учителей. — Ростов н/Д., 1995.
  33. Массово-бытовое музыкальное искусство и академическое музыкознание // Музыка быта в прошлом и настоящем. — Ростов-н/Д., 1996.
  34. Композитор в меняющемся жанрово-звуковом мире // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т. 2. — Н.-Новгород, 1997.
  35. Массово-бытовые жанры в русской опере последних десятилетий // Музыкальный театр ХIX-ХХ веков: вопросы эволюции. — Ростов-н/Д., 1999.
  36. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков. — Ростов-н/Д., 1999.
  37. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. Т. 2. — Н.-Новгород, 1999.
  38. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки. Вып. 3. — М., 2001.
  39. Вступая в XXI век: искусство звуков в меняющемся мире // Дороги в общество третьего тысячелетия. — Ростов-н/Д., 2001.
  40. Советский рок-абсурдизм // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. — Н.-Новгород, 2001.
  41. Марафон длиной в два сезона // Музыкальная академия, 2002, № 1.
  42. От советской массовой песни к советской рок-музыке. Годы 60-е – 80-е // Музыкальная культура: век XIX – век ХХ. Вып. 2. — М., 2002.
  43. Рахманинов и Бунин // Эпоха Сергея Рахманинова. — Тамбов – Ивановка, 2003.
  44. Единый мир музыки. — Ростов-н/Д., 2003.
  45. Романтизм и музыкальное искусство. К проблеме соотношения романтического и реалистического методов в музыке // Цукер А. Единый мир музыки. — Ростов-н/Д., 2003.
  46. Надо говорить людям правду… Еще раз о «Хованщине» // Цукер А. Единый мир музыки. — Ростов-н/Д., 2003.
  47. Барокко-рок: новая жизнь старых моделей // Старинная музыка сегодня. — Ростов-н/Д., 2004.
  48. Музыка в мире материальной культуры // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Музыка в пространстве культуры. — Киев, 2004.
  49. Ростовский музыкальный театр. Пять лет спустя // Музыкальная академия, 2004, № 4.
  50. Танец и симфония // Музыка и танец: вопросы взаимодействия. — Майкоп, 2004.
  51. Интеллигенция поет блатные песни (блатная песня в советской и постсоветской культуре) // Искусство ХХ века: элита и масса. — Н.-Новгород, 2004.
  52. Массовая музыка современной России: смена парадигм // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. — Ростов-н/Д., 2005.
  53. Любительство в отечественной массовой музыке второй половины ХХ века. Новый дилетантизм // Любительство в художественной культуре: история и современность. — Ростов-н/Д., 2005.
  54. Музыкальное просветительство и массовые музыкальные жанры // Музыкальное просветительство – век XXI. — Вологда, 2005.
  55. Сергей Рахманинов и Михаил Фокин // Сергей Рахманинов: история и современность. — Ростов-н/Д, 2005.
  56. Массовая музыка: между профессионализмом и фольклоризацией // Композитор и фольклор. — Воронеж, 2005.
  57. Незабываемые годы // Новосибирская консерватория – 50 лет. Материалы и документы. — Новосибирск, 2006.
  58. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина как миф и как художественное исследование // IV Серебряковские научные чтения». Книга I. — Волгоград, 2007.
  59. Моцартианство как миф и как традиция // Моцарт и моцартианство. — М., 2007.
  60. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. — Ростов-н/Д., 2007.
  61. Маргарита на вершине мастерства. К 80-летию М. Н. Худовердовой // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. — Ростов-н/Д., 2007. (Совместно с Н. Мещеряковой).
  62. Соломон Куцовский. Очерк жизни и творчества. — Ростов-н/Д., 2007.
  63. Виталий Ходош: искусство быть собой // Композиторы Ростова-на-Дону. — М., 2007.
  64. Академическое музыкознание и массовая музыка: проблемы и перспективы // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. — М., 2007.
  65. Шостакович и Мусоргский: музыковедческие саморефлексии // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Вып 66. Шостакович и XXI век. — Киев, 2007.
  66. Рефлексии российского арт-менеджмента // Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. — Воронеж, 2007.
  67. Рок в мире музыки ХХ века // V Серебряковские научные чтения. Книга I. — Волгоград, 2007.
  68. Подготовка менеджеров в художественном вузе. Опыт Ростовской консерватории // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза. — Саратов, 2008.
  69. Анатолий Кусяков: путь к себе // Анатолий Кусяков: времена жизни. — Ростов-н/Д., 2008.
  70. Этот вездесущий Гузий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2008. — Ростов-н/Д., 2009.
  71. Музыка о музыке // Музыкальная академия, 2010, № 2.
  72. Рефлексии оперного театра и современное опероведение // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра. — Ростов-н/Д., 2010.
  73. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. — М., 2010.
  74. В тени классиков: к проблеме целостности музыкально-исторического процесса // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. — М., 2010.
  75. История музыки сквозь призму менеджмента // Проблемы менеджмента в сфере академической музыки. — М., 2010.
  76. О фантастике в «Русалке» Даргомыжского // Правда фантастики и фантастика правды. — Харьков, 2010.
  77. Феномен моцартианства и свобода творчества // Свобода и творчество. — Ростов-н/Д., 2010.
  78. «Откуда ты, прелестное дитя». Еще раз о «Русалке» Даргомыжского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2010, № 2 (7).
  79. Между моцартианством и соцреализмом // Музыкальная академия, 2011, № 3.
  80. От Даниила Хармса к Сергею Курехину // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Вып. 98. Мир музыковедения: стратегии, дискурсы, сюжеты. — Киев, 2011.
  81. Даниил Хармс и советский рок-абсурдизм // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011, № 2 (9).
  82. Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990. — Ростов-н/Д., 2012.
  83. Эстетико-теоретические вопросы музыкальных жанров в работах А. Н. Сохора // Музыка в содружестве искусств и философско-эстетическая мысль. — Харьков, 2012.
  84. А. Н. Сохор и его теория жанров: тридцать пять лет спустя // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. — СПб., 2012.
  85. Массовая музыка как образ времени // Город и время. Т. 2. — Самара, 2012.
  86. Ростовская консерватория в прошлом и настоящем // Ростовская консерватория в лицах. — Ростов-н/Д., 2012.
  87. Рахманинов в мире массовой музыкальной культуры // Музыкальная академия, 2013, № 2.
  88. О жанровой природе рок-оперы // Музыка и театр в историческом времени и пространстве. – Харьков, 2013.
  89. Рыцарь музыкознания. К 90-летию Арнольда Наумовича Сохора // Музыкальная академия, 2013, № 4.
  90. Григорий Фрид: вариации на тему жизни // Музыкальная академия, 2013, № 4.
  91. От обэриутов к советскому рок-абсурдизму // Сто лет русского авангарда. – М., 2013.
  92. Массовая музыка как объект междисциплинарного исследовании // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. – М., 2014.
  93. Музыковедение и жизнь. – Ростов-н/Д., 2014.
  94. Творческие союзы сегодня: новые реалии // Музыкальное искусство в современном социуме. – Ростов-н/Д., 2014.
  95. Ростовский музыкальный клуб // Город как сцена. Интернациональный научно-исследовательский альманах. Т. 1. – Самара, 2015.
  96. Антивоенная тема в русском роке // ХХ век. Музыка войны и мира. – М., 2015.
  97. Лия Яковлевна Хинчин: события, мысли, воспоминания // Мой народ, 2016, № 2.
  98. Школа общения и свободного слова // Музыкальная академия, 2016, № 1.
  99. Сергей Курехин в интерьере постмодернизма // Музыкальная академия, 2016, № 2.
  100. «Моцарт и Сальери» и «Борис Годунов» в творческой судьбе Н. А. Римского-Корсакова // Мусоргский и Римский-Корсаков: две грани великого содружества. – СПб., 2016.
Ссылки в Интернете
Избранные статьи

С Е. Зинькевич, М. Катунян, И. Воробьевым
на форуме «Русский авангард» в Москве