Н. В. Бекетова. «О практике СНТО В РГК им.Рахманинова»

ЧТО БЫЛО с 1981 по 1984 гг.

Я совершенно убеждена в том, что СНТО должно быть именно студенческим, основанным на самоуправлении. Именно такова была идея Л. Я. Хинчин, и именно ее я реализовала по назначению меня руководителем СНТО (с сентября 1981 г.)

Пришлось произвести полную реконструкцию структуры СНТО. Был назначен председатель студенческого СНТО (О. Арсеньева) и руководители каждого факультета (их было 5): от пианистов — Н. Винокурова, от народников — И. Бойко, от дирижеров Л. Дороганова, от теоретиков и струнников (??). Все они, каждый в своей мере, и сегодня занимаются наукой, выражают себя ярко творчески, получили (или получают) научную степень.

Для того, чтобы «запустить» процесс, пришлось повозиться. Педагог был единственный (руководитель Н. В. Бекетова), все должны были научиться осуществлять сами студенты.

Раз в неделю обязательно собирался Совет СНТО (6 человек и я), отрабатывали планы, обсуждали текущую ситуацию, готовились на этой — к следующей неделе.

Каждый месяц обязательно собирались межпредметные заседания СНТО; выбирались темы о сути творчества; исполнительские и теоретические ракурсы зачастую перекликались. Очень любопытны были разные профессиональные акценты в одной и той же проблеме, чем и привлекали межфакультетские заседания. Пианисты и теоретики, струнники и дирижеры, исполнители-теоретики, исполнители-исполнители… Ребята учились лучше слышать и понимать специфику разных аспектов деятельности музыканта, учились лучше слышать и понимать друг друга, что и есть как таковая — бесценная практика жизни в культуре.

Сначала приходилось каждое заседание тщательно готовить со всеми участниками (а их становилось все больше). Но со временем ребята сами приохотились к этой работе и, получив верное направление, весьма успешно справлялись с подготовкой и проведением текущих заседаний.

Четкая структура и систематическая работа дала следующие результаты: уже через год стало возможно создать два студенческих жюри — для теоретических работ и исполнительское. Популярность научной студенческой деятельности привела к тому, что каждый год в жюри представлялось по 80 конкурсных работ со всех факультетов. Это не были теперешние наши учебные курсовые работы ТКФ. Существовал внутривузовский отборочный тур студенческих работ всех желающих, которые читало, разбирало и оценивало студенческое жюри; лучшие из них представлялись к следующему этапу. Это была колоссальная научно-практическая школа для всех и спрос на этот род деятельности постоянно увеличивался. Возникли вопросы качественного педагогического руководства на факультетах, все предметнее осознавалась роль профессии музыканта как деятеля.

Очень интересен также опыт студенческого исполнительского жюри, которое наряду с педагогическим, заседало на конкурсах, всевозможных зачетах, и даже экзаменах. Оценки двух жюри сверялись, студенты допускались к общему обсуждению «на равных». Недолго существовавшая такая практика, тем не менее, проявляла истинный потенциал исполнительских кафедр, ведь открытость, готовность к диалогу — всегда показатель силы.

Итогом названных наработок явилось проведение большой международной конференции «Проблемы современной музыки» (музыки ХХ века). Было большое представительство ребят из столиц, Грузии, Украины, Молдавии, Прибалтики.

Все, начиная от приглашений и кончая культурной программой (а также размещение, питание, ведение заседаний, проводы и встречи гостей) делалось силами наших студентов. Праздник общения длился 5-7 дней. Ребята знакомились, выступали, потом ездили друг к другу в гости. Справились абсолютно со всем, начиная от финансовой стороны дела, кончая сугубо научными вопросами. Привычка качественно жить в поле культуры становилась нормой — потом еще долго (и до сих пор) слышала я предложения «придумать что-нибудь подобное…»

Очень важны все виды мотивации, в том числе и такие, которые обеспечивали студенту поддержку ВУЗа при скором «взрослом» выходе в мир искусства и науки. Активисты СНТО получали мандат — «билет члена СНТО», в котором фиксировались все достижения в вышеназванных областях. При наличии искомого количества отметок-баллов студент поощрялся к дальнейшим занятиям наукой - получал направление в аспирантуру, ассистентуру, не говоря уже о распространенной тогда практике выездов на студенческие конференции в другие ВУЗы. Участие в СНТО, кроме очевидной профессиональной пользы, потому было крайне престижно.

ЧЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ СНТО СЕГОДНЯ

Сегодня возможности межпредметных связей обогатились наличием новых факультетов. СНТО РГК сегодня — благодатное поле деятельности для наших менеджеров, которые должны взять на себя труды по проектированию мероприятий и процессов студенческой деятельности (может быть, в качестве их учебных и зачетных заданий). То же — и звукорежиссеры, возможностям которых — зеленая улица в работе с научными и исполнительскими формами заседаний СНТО.

Необходимо создавать летопись студенческой творческой жизни. Можно выпускать Альманах с рисунками и стихами студентов — ведь многие рисуют, пишут (в том числе и прекрасные стихи о музыке), им интересен синтез искусств как таковой; механизмы его познания можно прекрасно оформлять в устной (на заседаниях) и письменной (в Альманахах, газетах) форме. В творческом ВУЗе просто необходимо заниматься широким гуманитарным развитием студентов, и, конечно, нельзя обходить стороной их внемузыкальное творчество.

Здесь необходима сильная мотивация и поддержка со стороны профессуры, да и консерватории в целом. Необходимо продумать возможности разных видов поощрения (аспирантура, конференции, конкурсы и т.п.).

Задача любого педагога художественного ВУЗа относительно деятельности СНТО — именно и прежде всего — СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ. Атмосферы самоопределения в творчестве. Это мое твердое убеждение. Пока над студентом висит палка педагога, его личное творческое начало будет парализовано, искажено. Ни о каком развитии через самоуправление не может идти и речи. Меж тем именно эта форма идеальна для творческого ВУЗа.

Нужно восстановить некогда налаженные связи со студентами различных ростовских ВУЗов. Филологи, историки — наша дружина; кроме того, сегодня крайне актуальны в нашей профессии связи с психологией, социологией, регионоведением…

СНТО в идеале — многоканальная, многоуровневая, разноплановая структура. Сейчас эта форма работы способна актуализовать и разрешить многие проблемы т.н. «молодежной политики», которая, к счастью, сегодня снова начинает быть «в моде». И здесь у нашего творческого ВУЗа возможности колоссальные. Надо только захотеть ими воспользоваться. Всем должна быть дана дорога в нужном направлении, всем можно помочь найти свои пути в нашей непростой жизни. Всем открыть потенциал нашей уникальной профессии, дать необходимые навыки.

Сколько функций у музыки, столько функций должно быть и у СНТО.