И. П. Дабаева. Воспоминания

У каждого руководителя, как у всякого творческого человека, есть свое видение, свой план, как выстроить деятельность. Конечно же, от руководителя зависит, как это будет происходить, насколько это будет интересно, органично, планово. У каждого есть области своих интересов, которые он предлагает развивать. Когда меня попросили возглавить работу СНТО, мне предложили на ученом совете подготовить перспективный план. Я ознакомилась с руководящими документами, аналогичными планами в ведущих ВУЗах и консерваториях, увидела очень много интересных организационных форм: есть свой студенческий совет, председатель этого совета, также на каждом факультете. Такой коллектив единомышленников усиленно занимается творчеством. Я подумала, что это можно попробовать и в нашей консерватории.

Первым делом я созвала студенческий совет, где мы решили выбрать главу: Антона Светличного. На факультетах тоже были интересные и заинтересованные люди: Денис Агафонов у теоретиков, Екатерина Еременко (ныне наш преподаватель) — у вокалистов. В общем, активные, творческие люди. На этом же совете мы и решили, что наше общество будет не просто научное, но и творческое (СНТО, а не СНО).

Решили провести КВН, но когда дошло до дела, у всех не нашлось ни времени, ни энтузиазма. Уже потом я поняла, в чем здесь проблема. Ведь специфика нашего ВУЗа такова, что творчества у нас и так хватает, чем мы и отличаемся от студенческих объединений других ВУЗов — наверное, поэтому у них вся творческая часть жизни естественно находит выход в СНТО — они устраивают театры, концерты, кружки. А у нас этого переизбыток, поэтому такие творческие формы у нас не пошли.

Придумали анкетирование, распространили их среди всех курсов и групп. Ребята составляли вопросы: Чтобы вы хотели видеть? В чем участвовать? Как себя лично видите в ВУЗе, чего не хватает и т.д. Затем пригласили психолога и социолога, которые, рассмотрев наши анкеты, вынесли вердикт, что мы за коллектив. В анкетах было много интересных предложений.

Например, из анкет следовало, что очень хочется посещать концерты и ходить в филармонию, но, мол, дорогие билеты. Это якобы и есть единственная причина, по которой студенты мало ходят на концерты. Мы договорились с директором филармонии Ищенко Ф. И. о том, что по предоставленным спискам желающих филармония будет выделять нам определенное количество билетов. Это было одно из важных наших достижений. Но все окончилось тем, что наш главный представитель А. Светличный сам собирал, предоставлял списки, брал билеты, и потом один единственный приходил на эти концерты… Таким образом, эта инициатива просуществовала недолго.

Помимо этого, каждый год у нас проводились конференции. Они были разные: узкоспециальные, затрагивавшие специальные, музыковедческие проблемы, для не широкого круга; были и широкие, с привлечением других ВУЗов. В 2002-2005 году мы активно делали конференции совместно с университетом и пединститутом.

По следам этих конференций выпустили сборники студенческих работ. Вспоминаю конференцию «Историческая тематика в музыкальном искусстве» (2002 год), которая привлекла много слушателей, 413 класс был переполнен. Другая совместная конференция называлась «Стили и жанры в музыкальном искусстве» (2008 год).

Еще у нас были интересные исполнительские конференции. Например, конференция памяти Софроницкого. Под руководством Орловского (а он написал диссертацию о В. В. Софроницком, своем педагоге) студенты подготовили выступления, рассказывали о нем, о московской школе исполнительства, играли…

Были и нетрадиционные повороты. Например, пианистка Лена Кириченко однажды устроила лекцию-концерт с обсуждением «Фламенко в музыке и культуре». Сделала красивые буклеты, сама играла, мы читали стихи Лорки, и даже танцевали.

Еще памятна конференция, посвященная юбилею В. Ф. Красноскулова, когда мы взяли со студентами-теоретиками его произведения, проанализировали, подготовили доклады и выступления. Сами теоретики все и исполняли. Ольга Рассказова пела, например, романсы. Получилась очень теплая встреча — сам композитор пришел со своей семьей и был очень тронут. Мне кажется, что такие «музыкальные приношения» должны иметь место и в будущем — ведь педагоги нашего ВУЗа — это яркие личности, мастера своего дела, имеющие множество учеников, выпускников, свое научное направление, и, не побоюсь сказать, свою школу. Ведь это намного приятней и теплей, чем простая поздравительная строчка на доске информации.

Для успешной работы СНТО сегодня необходима увлеченность, активность, а порой настойчивость (особенно в вопросах организационной и материальной поддержки) и горящие глаза руководителей и студентов! Это бесценный опыт творческого и профессионального общения, накопления опыта и возможность реализации множества идей.