А. М. Цукер. «Первый руководитель СНО»

— Анатолий Моисеевич, Вы, как человек, стоявший у истоков создания Студенческого Научного Творческого Общества, наверняка много помните о том, как все начиналось. Расскажите об этом, пожалуйста.

В 1967 году открылся Ростовский музыкально-педагогический институт. Был первый набор студентов; студентов было еще очень мало — только первый курс. Были еще студенты старших курсов, которые перевелись, я в том числе, Ходош Виталий Семенович, Миша Хаин, Шевляков Евгений появился на второй курс. Но в основном были первокурсники. Нужно представить себе обстановку института, студенческой жизни в это время. Все абсолютно знали друг друга. Все находились в состоянии такой эйфории; приятно было быть первыми. Все было интересно, любой концерт, любая акция становились событием. Я приехал в Ростов на 4 курс из Новосибирской консерватории, где возглавлял студенческое научное общество (СНО). Поэтому эта работа и в Ростове была поручена мне.

Здесь обязательно нужно сказать о человеке, который направлял нас, — это Владимир Михайлович Гузий, который был первым проректором, причем он был проректором по всем вопросам, включая хозяйственные, строительство и т. д. Он всегда огромное внимание уделял научной деятельности студентов. Большую роль в работе СНТО, на мой взгляд, сыграла Лия Яковлевна Хинчин. Она и руководила докладами, руководила кружком музыковедческим.

С первых дней в СНТО (тогда еще СНО) началась работа, насколько она могла идти, ведь здесь были только первокурсники. Тем не менее, на всех отделениях были созданы кружки. Был создан план работы и уже в декабре состоялась первая студенческая конференция. Они была посвящена 50-летию Советского музыкального искусства. В альманахе приводится выдержка из статьи Шевлякова, опубликованной в 1972 году в газете «Вечерний Ростов». В ней говорится, что за 5 лет прошло 12 конференций. Все, кто выступали на первых конференциях, сейчас имеют научные степени, многие работают в ВУЗах. Первыми докладчиками были: Цукер А. М. (поскольку я был начальником), Т. Китанина, И. Холина, М. Хаин.

— Какие вопросы обсуждались на первом заседании?

Студенты первого курса обсуждали советскую музыку — творчество Шостаковича, Щедрина, Прокофьева. Интересно, что эта конференция проводилась одновременно с преподавательской — то есть в один день выступали и преподаватели, и студенты. В следующем учебном году состоялось уже 3 конференции. В конце года проводилась итоговая конференция, где каждый делился тем, что он сделал за год. Помимо этого, были еще две конференции — одна посвящена 50-летию комсомола, это 1969 год, вторая посвящена А. С. Даргомыжскому.

В 1969 году уже были первый выезд студентов в Ташкент. Надо сказать, что в те годы в ряде консерваторий проводились межвузовские студенческие конференции. В них участвовали студенты из Прибалтики, Украины, Средней Азии. В нашей консерватории, начиная с 1970 года, проводились межвузовские конференции, на которые приезжали студенты абсолютно всех ВУЗов, — студенты Еревана, Таллина, Москвы, Новосибирска, Саратова, Донецка.

В то время консерватории командировали студентов, сейчас такое не практикуется, к сожалению, потому что на этих конференциях рождались будущие кандидатские и докторские диссертации. У меня сохранился один забавный документ, называемый «Скрижали». Это было ироническое содержание докладов; его вывешивали на стене после каждого дня конференции.

Вот некоторые фрагменты из первых «выпусков»:

«9:50. Теоретики медленно вползают на 4 этаж, в 53 аудиторию, буквально накануне приезда возведенную в ранг 413. К сожалению, на этаж ниже она от этого не стала. 9:50:38. Из смутных томительных гулов, подобно «теме самоутверждения», рождается соло Цукера».

«И был день первый. Взял старт Микулин из Донецка. Он не только рассказал, что думает о Скрябине наше музыкознание, но и, игнорируя провокационные вопросы, утаил, что он сам думает по поводу своего доклада».

«Лариса Колева исполнила из последних сонат Скрябина избранные отрывки на концертном пианино Ростов-Дон. Они покорили нас богатством обертонов, в том числе не предусмотренных композитором».

«На вечернем заседании председательствовал Шевляков. Он был в белой рубашке. И то, и другое ему очень шло».

«Обсуждение прошло под знаком единодушия и сплоченности — молчали все как один».

— Как участники конференции сами относились к таким пересказам?

С восторгом! После каждого дня народ толпился возле «Скрижалей». Они придавали особую «тональность» всей конференции.

Вот еще выдержки: «Потом был еще балет-симфония-соната-поэма «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля в постановке Елены Куриленко. Мы еще раз убедились в том, что балет — непогибающий жанр, что это не роскошь, а средство передвижения. Вдруг выплывает мотив поцелуя-вопроса, а поцелуя-ответа нет. Еще и выясняется, что Дафнис — это главная партия, а Хлоя — побочная.» И так далее.

На этих конференциях завязались такие теплые, такие дружеские отношения, которые продолжаются до сих пор.

— Возникало ли у Вас ощущение, что чего-то не хватало на этих конференциях?

Дело в том, что на конференциях всегда чего-то не хватает, что-то лишнее. Собираются доклады, никто не знает, что будет. Самое главное, что эти конференции были для нас какой-то питательной средой. Была та атмосфера, в которой хотелось заниматься музыкой.

Нам казалось, что мы работаем недостаточно активно, что не хватает инициативы, что на исполнительских факультетах работа ведется нерегулярно. Но в целом это был очень плодотворный период.

— Сейчас студенты и преподаватели консерватории пытаются возродить СНТО. Как Вы думаете, получится ли воссоздать ту атмосферу?

Ну дай Бог, я желаю только успехов. Надеюсь, получится, посмотрим. Еще один важный момент — у нас работал клуб музыковедов и композиторов. Там композиторы показывали свою музыку, а музыковеды, так сказать, проходили школу реальной критики. Мы принимали участия в обсуждениях, высказывали свое мнение. Показательно то, что одна из конференций была посвящена творчеству ростовских композиторов. Были доклады по жанрам — квартеты, хоровая миниатюра, крупные вокально-симфонические произведения, сонаты, донской фольклор, песенное творчество. Среди докладчиков — Певзнер, Рудиченко, Клеткина, Шевляков.

Подготовлено студенткой IV курса Вероникой Шатан