Хотят ли русские международных фестивалей?

16 декабря в 18-30 в Большом зале Филармонии проходил концерт, посвященный современной немецкой музыке

Всем известно, что «театр начинается с вешалки», однако, войдя в вестибюль, я поняла: вешалка показывает, что людей в зале нет или почти нет. Это, конечно же, меня нисколько не удивило. Так, еще в маршрутке из разговора двух попутчиков направляющихся в филармонию за билетами какого-нибудь концерта было ясно, что о II международном фестивале современной музыки «Ростовские премьеры», проходящем в нашем городе с 12 по 22 декабря, они не слышали и, скорее всего, не услышат, так как «такой» музыкой не интересуются. Им бы что-нибудь веселенькое.

Однако, не разочаровываясь по пустякам, я направилась в зал с предвкушением чего-то необычного, ведь не часто в южной джазовой столице можно услышать академическую современную музыку для саксофона и фортепьяно. Сама мысль о подобном дуэте приводила меня в восторг, и мои ожидания оказались не напрасны. Музыка, звучащая при полупустом зале, превзошла все мои ожидания. Предметом моего восхищения были достаточно молодые и малоизвестные в России исполнители – Татьяна Бломе (фортепьяно) и Франк Лунте (саксофон). Вступительное слово музыковеда, доцента Н. А. Мещеряковой развеяло туман неизвестности, окружавший музыкантов. Мы узнали, что дуэт сложился в начале 2002 года в Германии. Т. Бломе родилась в 1970 году в Дортмунде (городе-побратиме Ростова), имя Татьяна ей дала мама, увлекавшаяся русской литературой, пианистка училась в различных музыкальных учреждениях, окончила аспирантуру с отличием. Франк Лунте родился в 1968 году, в 1995 году окончил Берлинскую консерваторию, в данный момент не только гастролирует с Т. Бломе, но и проводит эксперименты по совмещению голоса, театральной игры и танца. Конечно, столь интересные личности просто не могли исполнять посредственную музыку, однако к своему стыду, я обнаружила, что имена всех исполняемых композиторов мне неизвестны.

В первом отделении прозвучали: сонаты Б. Хайдена и Г. Бумке, а также интродукция и каприччио Э. фон Борке. Второе отделение продолжили произведения других немецких композиторов – багатели Э. Дресселя и сюита П. Дессау.

Нет смысла описывать эту замечательную музыку, отмечу лишь, что ее главная особенность - это происхождение. Да, она родилась в тяжелое время эволюции музыкального языка (30–50-е годы XX века), когда через поиски и эксперименты появлялись новые наречия и диалекты. Конечно, эти процессы не могли на ней не отразится, и, тем не менее, она не потеряла всей прелести и таинственности предшествующей романтической эпохи.

Я могу лишь удивляться старой истине – «…есть много на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» – и одновременно поражаться такой незаинтересованности наших граждан современной музыкой.

Вера Демина