Очарование кларнетом

«Кларнетисты в городе Ростове решили поиграть хорошую музыку на любимых инструментах», – так скромно говорят музыканты о себе и своем ансамбле «Кларибель». Между тем, этот ансамбль можно назвать настоящей супергруппой. Во-первых, потому что кларнет является одним из самых трудных из семейства деревянных духовых инструментов, самым совершенным по чистой, выразительной звучности и техническому устройству. Кларнетистов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, можно пересчитать по пальцам. Выделяется «Кларибель» и составом. Классическим считается квартет, известнейшие из них – это «Clarinet Summit», квартет Жака ди Донато. Ростовский же коллектив, едва ли не единственный в своем роде не только в России, но и в мире, состоит из шести музыкантов.

Основан ансамбль был около трех лет назад, на базе 15-го оркестра штаба Северо-Кавказского военного округа. Идея создания коллектива принадлежит Александру Пашкову, вдохновленному знакомством с квартетом из Лиона в 1996 году на международном фестивале «Золотой Грифон».

Ансамбль «Кларибель» состоит из всесторонне образованных музыкантов, идеально дополняющих друг друга творческих личностей. Так, Александр Пашков, ведущий педагог в Ростовском колледже искусств, делает все переложения для секстета. Сергей Андреев, также преподаватель колледжа, имеет огромный исполнительский стаж. Дмитрий Верин – заведующий отделением деревянных духовых инструментов в Колледже при консерватории, занимается поиском нотного материала. Федор Хаишев, педагог школы им. Ипполитова-Иванова, ведет огромную работу с учениками, подготавливая кадры для поступления в колледж. Владимир Головнев – выпускник Ростовского колледжа искусств, занимается компьютерным набором нот. Антон Александров, студент Ростовской консерватории, создает настроение в коллективе; он увлекается джазовой музыкой и тоже выполняет переложения для ансамбля.

Название «Кларибель», означающее «прекрасный кларнет», дано по одноименной пьесе Эжена Бозза.

И вот недавно, воскресным вечером (29 марта 2009) произошло событие, которое запомнят не только музыканты, но и многочисленная публика, – состоялся первый официальный концерт ансамбля. Сказать, что концерт прошел с успехом, – значит, ничего не сказать. Зал был переполнен, да и публика оказалась отзывчивой и весьма разнообразной – от курсантов военного института до профессоров консерватории. Все были в восторге. И это не удивительно! Программа включала большое число произведений различных эпох и стилей, от барочной музыки до современности, от классики до джаза. Буквально с первых нот стало понятно, что на сцене действительно профессиональный коллектив, обладающий прекрасным чувством ансамбля, которое не покидает их ни на секунду.

Первое отделение концерта заставило слушателей окунуться в прекрасный мир классической музыки. Сосредоточенность Баха в Adagio, удивительная звукоподражательность Вивальди в первой части «Времен года», вся театральность и изысканность Моцарта в первой части из «Маленькой ночной серенады» затронули сердце каждого слушателя. Что уж говорить о первой части 25-й симфонии Моцарта, серьезном, философском сочинении, постигнуть которое слушатели смогли благодаря тонкой, удивительно слаженной, отточенной игре музыкантов.

Второе отделение еще более повысило градус слушательских эмоций, еще бы! Разве может «Вокализ» Рахманинова, да еще в таком изумительном, искренне трепетном исполнении оставить кого-нибудь равнодушным! Венгерские танцы Брамса были исполнены безукоризненно. В вальсе из оперы «Елка» Ребикова слушатели словно вовлеклись в льющийся поток необыкновенных по красоте звуков. Прелюдия Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» перенесла в удивительный мир красок импрессионистов.

Украшением программы стало «Танго» Карлоса Гарделя, произведение, известное нам по кинофильму «Запах женщины». Вообще, если говорить о кульминации концерта, то ею стало все второе отделение.

«Очарование любви» И. Альбениса и «Девушка из Ипанемы» А. К. Жобима в переложении Антона Александрова вызвали бурные овации. «Девушку из Ипанемы» публика потребовала повторить на бис. Завершил программу остроумный «Сеньор Помидор» из балета К. Хачатуряна «Чипполино».

На ростовской концертной эстраде появился новый оригинальный, высокопрофессиональный коллектив.

Марина Головина