Пианист по призванию

Свобода, простота, лаконизм, эмоциональность – вот те немногие из основных качеств, которыми должен обладать музыкант-артист. Как говорится, мастер своего дела виден «издалека»: с первого звука, с первого прикосновения, с одного только взмаха руки! Да что там говорить, даже количество присутствующих в зале уже свидетельствует о давно заработанной репутации.

Владимир Самуилович Дайч – музыкант по призванию, заслуженный артист России, профессор РГК – на концертной сцене уже долгое время и всегда проявляет себя как великолепный, талантливый пианист. Вся его творческая жизнь связана с многочисленными выступлениями, которые не проходят незамеченными в Ростове и многих других городах. Известен он и как прекрасный педагог: его студенты являются лауреатами различных конкурсов не только российского, но и международного формата.

Предконцертная суета, происходившая в Малом зале консерватории 23 марта 2009, была связана с выступлением именно этого замечательного исполнителя. Но с того момента как пианист буквально прорвался на сцену сквозь массу людей, занимавших стоячие места в проходе, в зале не было слышно даже шороха. Два отделения концерта пронеслись как один миг. Настолько легко и непринужденно воспринимались серьезные классические произведения, что после двух часов музыки, усталость не дала о себе знать. Программа была очень разнообразной и включала в себя произведения различных жанров, стилей и эпох.

В первом отделении прозвучала музыка западноевропейских композиторов: Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа. Соната Й. Гайдна Es-dur открыла вечер и прозвучала очень стильно, легко и изящно. Как известно, для исполнения музыки эпохи классицизма, особенно фортепианной, крайне важно владение, прежде всего, звуковым балансом, искусством педализации, которое опирается на умение преподнести прозрачность фактуры и стилистические особенности. Невозможно было не заметить, что помимо всех выше перечисленных качеств, касающихся технической стороны, в игре пианиста присутствовало и множество других, связанных с индивидуальностью в интерпретации произведения, полное погружение в мир музыки XVIII века.

И это касается всех прозвучавших далее произведений! Окунуться в мир романтизма позволили две песни без слов Ф. Мендельсона и две мазурки Ф. Шопена. Пианистическое мастерство артиста предстало в элегантной простоте и лаконичности исполняемой музыки. Элегическая лирика сменилась бурным венгерским темпераментом Рапсодии № 12 Ф. Листа. Необыкновенная виртуозность и внутренняя энергия, настолько поразили слушателей, что сразу же после финального аккорда последовали громкие овации!

Русская музыка была представлена именами П. Чайковского, А. Скрябина, С. Прокофьева. Такая контрастность концертной программы, безусловно, привлекла особое внимание и еще более заинтересовала слушателей. «Думка» П. Чайковского – произведение очень известное и входящее в репертуар многих артистов и даже студентов, постоянно исполняемое на сцене, приобрело какую-то новую окраску под руками исполнителя. Поистине русский мелос и открытый простор музыкальных впечатлений предстали перед изумленной публикой, которая не переставала восхищаться и рукоплескать музыканту.

Две поэмы ор. 32 А. Скрябина поразили своей изысканностью. Рояль зазвучал совершенно иначе, перенося в другой мир, в иные способы самовыражения. Следующим сюрпризом были пять «Сарказмов» С. Прокофьева. Рояль вдруг «взорвался» насыщенным звучанием и жесткостью интонаций музыки XX века. Такая способность к перевоплощению – еще одна грань таланта В. С. Дайча.

Финалом концерта стало исполнение зажигательной и энергичной Токкаты А. Хачатуряна, которое привело публику в полный восторг! А крики «браво», громкие аплодисменты, букеты цветов стали воплощением этого восторга! Слушатели просто не отпускали музыканта со сцены, и он не заставил их долго ждать, исполнив на бис еще два произведения: Сонатину Д. Скарлатти и Джазовый этюд Дж. Гершвина, также прозвучавшие на «ура»!

Богатейший внутренний мир пианиста, воплощенный в исполняемой музыке, великолепная техника, способность свободно воплощать свои эмоции в музыке, быстро переключаться с одного состояния на другое и передавать свою энергию залу – так можно суммировать слушательские впечатления. Вечер подошел к концу, свет в зале погас, а сердца слушателей, я уверена, еще долго не покидали радостные чувства!

Елена Чепаченко