«Князю Игорю» слава!

Минимализм. Во всем. Черные фраки, вечерние платья, минимум движений актера, и «нет» – декорациям. Аудиалы, концертное исполнение оперы – для вас. Именно в таком варианте Ростовский музыкальный театр преподнес слушателям «Князя Игоря» А. Бородина 12 апреля 2009.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», – такова крыловская мораль сей оперы. Не повторяя ошибки разобщенности русских князей, дирижер Валерий Воронин сумел добиться слаженного звучания хора, оркестра и солистов. Оркестр был на высоте – во всех смыслах. В том числе, и в прямом: находился на сцене. Но прежде всего, порадовал хор. Улетал ли он «на крыльях ветра», или мужественно нес «недобрые вести» – стройности звучания было не занимать. То ли актерская игра не отвлекала, то ли (что, впрочем, неоспоримо) сказалась добротная работа хормейстера Е. Клиничевой, но результат со знаком «плюс» – налицо. При подобном (концертном) раскладе слух волей-неволей обостряется, поскольку глаз быстро привыкает к единственной «декорации» – облачному небу-полотну задника.

Приятно удивила и студенческая составляющая солистов: Геворг Григорян – в главной роли, Юрий Алехин (Галицкий), Евгения Долгополова (Кончаковна) и Евгений Мешков (Овлур). Думается, далеко не каждый студент консерватории в состоянии спеть заглавную партию. Геворг же достойно справился с нелегкой задачей, благодаря чарующему тембру, безупречной интонации и отличной артикуляции. В благородности образа и манере держаться на сцене угадывалась школа его педагога Петра Макарова (кстати, еще одного князя Игоря).

Если Григорян покорил своим голосом, то Алехин сразил, прежде всего, своей неподражаемой актерской игрой, полностью раскрыв неуемную натуру своего героя – Галицкого. Неплохо справился Юрий и с вокальной партией, стараясь хитро обходить подводные камни коварного для него верхнего регистра.

Несколько «просевшей» показалась сцена-дуэт Владимира с Кончаковной из II действия. Немного замедленный темп – и сцена выпала из общей динамики спектакля. Отчего пострадала ориентальная орнаментика в вокальной партии Е. Долгополовой. Вместе с тем, нельзя не отдать должного уверенному владению голосом во всех регистрах и терпкой томности тембра Евгении.

Владимир Игоревич (Александр Лейченков) был несколько сдержан в чувствах к восточной красавице. Его признаний в любви порой было не разобрать, когда он «повышал голос». Хотя в «чистоте помыслов» (интонации) упрекнуть нельзя. А финальное (в дуэте) «Приди» (ля-бемоль второй октавы на пианиссимо) подкупило своей нежностью. Тогда как крепкое сопрано Елены Кузнецовой (Ярославны) временами не совсем вязалось с нежным образом голубки-лады. «О, если бы ты знала, как гнев тебе к лицу», – подписываюсь под словами Галицкого. Тем не менее, Кузнецова многосторонне раскрыла образ своей героини.

Но вернемся к половецкому стану. Колоритному хану Кончаку в лице Александра Мусиенко, при хорошем исполнении в целом, не помешало бы чуть больше живости. Зато (о, возрадуйся, око!) эта живость, эта взрывная энергия захлестнула зрительный зал в Половецких песнях и плясках. Несмотря на канон концертной версии оперы, авторы спектакля сделали исключение, включив танцевальный номер (хореограф Юрий Клевцов) в постановку. К великой радости зрителей-визуалов. Этот номер, несомненно, получился самым ярким: изящно-утонченные танцы девушек плюс брутально-дикие мужские пляски. Да, в этом – вся пленительность Востока. Что ж, коли так заманчив этот лакомый кусочек полноценного спектакля, то грядущая премьера «Игоря» в следующем сезоне обещает быть незабываемой.

Александра Шадинова