Из-под глыб…

Всеволод Задерацкий дарит новую жизнь музыке отца

Что было, то будет;
и что делалось,
то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем.
(Ек. 1:9)

Как трудно бывает порой культивировать и сохранять «чувство прекрасного»! Менталитет России, душу которой угнетала тоска, порождённая тяжёлой исторической реальностью, парадоксально настраивал человека на поиск света. 90-ее годы ХХ столетия – особый хронотоп в жизни нашего отечества, когда государственная машина обрушила гнёт обезоруживающего бессилия, приучила жить в атмосфере апокалипсического фарса, где реальность, подобно грозе, парализует волю. Именно в этот период борьба за сохранение духовной жизни и направила художественную элиту в русло истинного подвига – создания уникального фонда поддержки национального самосознания – Академии музыки «Новое передвижничество». Развернув свою подвижническую деятельность в котловане перестройки, передвижники подчеркнули несгибаемость духа России, потребность духовного роста в любой, даже в самой смутной исторической позиции.

Кто же они – новые передвижники? В чём именно суть музыкального просветительства? Прежде всего, в транслировании духовных ценностей музыкального мира, сосредоточенных, главным образом, в Москве и Петербурге, перифериям культурной жизни страны.

Этой осенью для Академии «Новых передвижников» открыла свои двери Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова. Яркое представительство фонда передвижников осуществляли Всеволод Всеволодович Задерацкий – доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России, заместитель председателя Союза композиторов России, художественный руководитель Академии музыки «Новое передвижничество», а также Александр Захаров (тенор) – заслуженный артист республики Ингушетия, лауреат всероссийского конкурса, лауреат премии «Национальное достояние», солист Государственного Академического Большого театра, солист Михайловского театра оперы и балета (Санкт-Петербург).

В. В. Задерацкий донёс почти через век, «per aspera» («через тернии»), своеобразную «субсистему» культурных ценностей. Повествование о малоизвестном, к сожалению, композиторе, наследнике традиций Танеева, Скрябина, Ипполитова-Иванова, Киппа, – о своём отце В. П. Задерацком (1891–1953), о нелёгкой судьбе его в эпоху рабовладельческого социализма, проиллюстрированное хлёсткими, трогающими глубины души сочинениями, захватило внимание благодарной, хоть и немногочисленной аудитории. Задерацкий выстроил фактологию жизни отца, чьё имя было «запрятано» в истории, но, тем не менее, имело явное основание быть услышанным.

Сочетая в метафорически-яркой образной речи оттенки сокровенной лирики, боль утраты, и, одновременно, искру «простой» радости, Задерацкий вызвал у слушателей истинное восхищение. Поразил и музыкальный компонент встречи: произведения для фортепиано и несколько вокальных пьес В. П. Задерацкого. Певец А. Захаров, встречаемый овациями многих залов мира, был радушно и горячо принят в малом зале Ростовской консерватории. Богатейшими возможностями голоса – от плача до широкой кантилены – передал он пронзительное содержание романсов композитора. И вот новая грань творческого облика В. В. Задерацкого: тонкий музыкант, под чуткими пальцами которого оживает рояль, он исполняет музыку, не утерянную, всё же, в суете исторических событий. Ведущую цель свою В. Задерацкий видит не в показе жанрового многообразия творчества, не в выявлении языковых особенностей демонстрируемой музыки; нет, – он раскрывает внутренний мир человека, художника, брошенного волей судьбы на периферию жизни, раскрывает так, как и в своём литературном произведении «Per aspera», посвящённому жизненному и творческому пути отца. «Архипелаг ГУЛаг» А. И. Солженицына, «Остров Сахалин» А. П. Чехова и «Per aspera» В. В. Задерацкого – произведения одной эмоциональной тональности, повествующие о духовном испытании человека, несправедливо отвергнутого государством.

Вершиной концерта-презентации стали два уникальных по содержанию и средствам его воплощения сочинения – романсы «Сердце матери» и «Извозчичек», передающие колкое, зыбкое ощущение реальности, воплощённое в звуке. Фонд библиотеки Ростовской консерватории пополнился монографией В. В. Задерацкого «Per aspera» и некоторыми нотными изданиями. Так, к сожалению, быстротечно, был подведён итог вечера, посвящённого историческому и художественному феномену – Всеволоду Петровичу Задерацкому, музыка которого постепенно становится живой составляющей культурного процесса.

Людмила Мнацаканян