Два акта внимания

Ростовская организация Союза композиторов, одна из самых представительных в России, отмечает в нынешнем году 70-летие. Проведение фестиваля музыки ростовских композиторов «Донская осень» с 10 ноября по 11 декабря 2009 года сосредотачивает внимание ценителей современной академической музыки на этой знаменательной дате. В четырех концертных программах проекта запечатлён мир творчества современных художников звука – зрелых, опытных авторов, молодых дарований и ещё совсем юных талантов, только становящихся на тернистый путь композиторской деятельности.

Второй вечер фестиваля, прошедший на Камерной сцене музыкального театра 12 ноября, был посвящён жанру камерной оперы, представленной премьерами одноактных опусов Аракс Матевосян и Алексея Хевелева.

Акт первый. А. Матевосян. «Любовь графини Д. в письмах и стихах». Лирические сцены по произведениям А. Апухтина.

Аракс Матевосян – композитор, чьё музыкальное видение проникнуто лирикой романтизма; палитра воплощаемых ею образов характеризуется высокой степенью их поэтизации. Не чужда ей и импрессионистская манера, красочность тонкого штриха. Эти грани проявились и в опере «Любовь графини Д. в письмах и стихах» по произведениям А. Апухтина, столь горячо любимого композитором. Органично слились в спектакле-диалоге проза («Архив графини Д.») и стихи («Пропавшие письма», «Я слушал вас»). «Проза Апухтина, – говорит Аракс Суреновна, – льётся как стихи, и мне захотелось положить эти волшебные строки на музыку».

Из основного первоисточника получили «музыкальную жизнь» лишь два персонажа – графиня Екатерина Д. (Н. Мещерякова – сопрано) и Серж Можайский (И. Апарин – тенор). Перед солистами стояла задача пережить, прожить на сцене боль неотвратимой разлуки в силу сложившихся обстоятельств – социальных, материальных, личных. Интонационно скупые и в то же время эмоционально насыщенные вокальные партии были воплощены актёрами проникновенно. Костюмы, свет на сцене, лаконичные декорации, реквизит, – всё это погрузило в таинство «лирических сцен». Нелегко было солистам передать в льющейся мелодике ариозо, в репликах, то чувство щемящей любовной тоски, те тонкие психологические нюансы, что воплощены в авторских текстах либретто и партитуры и столь характерны для ментальности XIX века.

Ансамбль «Каприччио» значительно оживлял представление: «миниатюрный оркестр» под управлением М. Черных, расположившись на сцене, составлял как бы второй план спектакля, дополняя виртуозным аккомпанементом «театр двух актёров».

К сожалению, на премьере прозвучали лишь оркестрованные к настоящему времени фрагменты оперы. Спектакль, возможно, получит дальнейшую жизнь грядущей весной, когда будет окончательно завершена инструментовка сочинения. Тем не менее, несмотря на недостаточное количество репетиций, и, соответственно, некоторые несовершенства исполнения, музыка была принята многочисленной аудиторией с огромным радушием: всплеск оваций «вынес» автора на сцену, и, долго не смолкая, радовал участников события.

Акт второй. Алексей Хевелев. «Русская рулетка». Либретто С. Хевелева.

Алексей Хевелев – молодой, но уже сложившийся композитор, со своими идейно-художественными, эстетическими предпочтениями, который в силу таланта способен привносить в искусство новые импульсы. О «Рулетке» композитор говорит так: «Я вложил в эту оперу всего себя… В опере есть моё серьёзное видение Божественного. Бог над нами, и я Ему обязан. Я – православный человек и ощущаю Бога в себе. Этот трагифарс – о вечной борьбе дьявольского и божественного, а также о человеческой глупости».

Трактовка жанра оперы весьма неординарна. Здесь синтезированы и черты фарса, и современного мюзикла, включающего хореографию и пантомиму, элементы драматического театра. Идейно-сюжетная основа произведения закреплёна в тексте либретто Сергея Хевелева – горячо любимого брата композитора, рок-музыканта. На сцене творческий замысел воплощен средствами театрального авангарда, тогда как музыкальный язык более традиционен, но выразителен и ярок.

…Несколько глупцов, не умеющих ценить блага жизни, дарованной им Господом, – Смельчак (Ю. Алёхин, бас), Художник (И. Апарин, тенор), Композитор (А. Гусев, баритон), Калькулятор (Ю. Зеленин, баритон), Проводница поезда (О. Репина, сопрано), в котором разворачивается действие, и Алкоголик (А. Юдин, тенор) – играют со смертью в русскую рулетку. Даже Камерный оркестр Ростовской консерватории под управлением Н. Очаковой был поглощён философской концепцией оперы: музыканты точно донесли смысл произведения в страстной, эмоционально богато окрашенной игре.

Из шести «масок» двое трактованы неоднозначно: Композитор – герой, отражающий мировоззрение автора, соединил в себе две ипостаси: в нём одном и бес и ангел, и глупость и мудрость, осознание и ценности жизни, и её бренности. Именно в его уста вложена молитва «Отче наш», являющаяся интонационным и смысловым ядром оперы. Композитор – медиатор между творцом и зрителем. Алкоголик, в итоге обращающийся в Ангела, – центральная фигура произведения, метафорический образ «мефисто» XXI века, «часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» (Гёте. «Фауст»). «В чём благо?» – один из философских вопросов, заданных братьями Хевелевыми в этом хлёстком росчерке творческого пера. Двуединое существо срывает оковы зла, высвобождаясь от пут бессилия; не Алкоголик – аллегория тьмы, нет, – Ангел в заключительной сцене крушит большую цветную колбасу, рисуемую на заднике во время представления, и олицетворяющую, по замыслу Хевелевых, всю мерзость человечества.

Автор – соучастник творческого акта. Истинное актёрское мастерство проявил он, читая два монолога о бренности бытия. И вновь синтез идей, стилей. Здесь и Кафка, и Булгаков, и идеи Книг Священного Писания – Апокалипсиса и Екклезиаста. Концепция преображения воплощена в произведении Хевелева как «крик души», терзаемой противоречиями современного мира. И все же в конечном итоге перед слушателями предстал внутренне гармоничный композитор, творящий в струе современной музыкальной культуры, привносящий в неё личное видение острых социальных проблем.

…Почти три четверти столетия существует Ростовская организация Союза композиторов. 70 лет – великий ли срок для истинной оценки значимости современного звукотворчества художников «малого» отечества? Нет, вероятно, не перейдена ещё та историческая грань, за которой можно объективно судить о степени значимости творчества того или иного. Аракс Матевосян – «созидатель-лирик», чутко хранящий академические традиции музыкального искусства, и Алексей Хевелев – «философ-авангардист», затрагивающий в своём творчестве актуальный социальный компонент, представляют два направления развития современной музыкальной мысли. Пути их пересекаются лишь в одном – в культивировании, поддерживании композиторского творчества в рамках отечественной культуры.

Людмила Мнацаканян