Зеркала души

На концерте Максима Тимофеева

Насколько разносторонним перед внимательным взором статичного наблюдателя может предстать предмет? Это напрямую зависит от того, сколько точек отражения он получит! Смотрю в разные зеркала малого зала Ростовской консерватории: высокая фигура молодого пианиста на ярко освященной сцене выглядит еще более внушительно, черный строгий костюм, не менее строгий, сосредоточенный взгляд… Мгновение, и длинные пальцы разбивают тишину…

Максим Тимофеев приехал в Ростов в 2005 году. Необыкновенный талант и выдающиеся способности тогда еще студента Минераловодского музыкального училища заметила заслуженная артистка России, профессор Р. Г. Скороходова. В Минеральные Воды Максим уже не вернулся. За четыре года занятий в классе Риммы Григорьевны молодой музыкант не только завоевал признание и любовь ростовской публики, но и стал лауреатом нескольких международных конкурсов.

Вот и сегодняшний концерт (10 ноября 2009) – рискованное, хотя и достаточно полезное испытание перед грядущими многочисленными проектами, в которых планирует поучаствовать пианист. Маститые музыканты хватаются за голову, просматривая перечень сложнейших произведений, обозначенных в афише.

Не является ли музыка отражением души не только композитора, но и исполнителя? Если в C dur’ном этюде Шопена сознание фокусируется не только на блестящих, стремительно взлетающих арпеджио, но и на глубоком творческом подходе, то в «Симфонических этюдах» Шумана разворачивается целая панорама красочных образов! Здесь и юношеская бравада, и задумчивая сосредоточенность, и эти полные экспрессии темы, которые исполнитель, кстати, иногда пропевает в голос. Максим – пианист с масштабным художественным мышлением. Охват формы и ее глобальное осмысление – отличительная черта этого музыканта. Особенно наглядно это проявляется в цикле «Прелюдия, хорал и фуга» Франка. И, конечно, «Мефисто-вальс» Листа, где картины ложной идиллии стремительно сменяются звуковыми вихрями, создавая эмоциональную кульминацию не только произведения, но, пожалуй, и всего концерта! Потрясающее прочтение! Но не только музыка романтиков трактуется пианистом так богато. Не строго классически, но уж во всяком случае, по-моцартовски театрально звучит его соната a-moll.

Зарина Тлехурай, ведущая концерт, объявляет произведения весьма лаконично, так что передохнуть музыканту позволяют только длительные аплодисменты восторженных слушателей, да небольшой антракт, когда раскаленный зал освежают порывы осеннего воздуха… Осилить такую программу физически, эмоционально – дело нелегкое! Даже имея такую выносливость и такую поддержку зрителей, которые настолько заполнили зал, что опоздавшим не хватает места даже на приставленных к рядам стульях.

…Но вот угасают последние звуки Чаконы Губайдулиной, завершающие программу почти двухчасового концерта. Цветы, овации!.. Снова ощущаю, как в раскаленный зал врываются порывы свежего воздуха. Только почему снежные? Нет, не окно открыли! Звучит «Метель» – Максим играет «на бис» этюд-картину Рахманинова. Не думаю, что это хоть немного охладит публику… Скорее всего это просто еще одно «зеркало», отражающее многогранный мир молодого музыканта.

Марина Корниенко