Ну и кто же победил?

Многие ведущие информагенства страны, такие как «РИА Новости», "Ореанда-Новости", информационное агентство «ЛЮДИ…» и др. проанонсировали Первый международный конкурс Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах. Однако авторы заметок ограничились лишь указанием даты проведения и целей конкурса. Мероприятие же это заслуживает, на наш взгляд, более пристального внимания, особенно со стороны ростовчан, поскольку среди участников были студенты Ростовской консерватории, отмеченные особой наградой. Но расскажем все по порядку.

Конкурс проводился в стенах Московской консерватории с 1 по 7 ноября по двум специальностям – фагот и тромбон-тенор. В будущем планируется чередовать специальности, из восьми ежегодно выбирая по две, что, безусловно, расширит сферу влияния конкурса и будет способствовать его утверждению в музыкальном мире.

В состав жюри входили ведущие музыканты России, Германии, Швейцарии, Великобритании, США и Венгрии. Председателями жюри были композиторы: у фаготистов – Юрий Каспаров, у тромбонистов – Александр Чайковский.

Воспитанники Ростовской консерватории, оба фаготисты – студент 4 курса Александр Семенов и студентка 1 курса Анжелика Черных (класс заслуженного артиста России, профессора В. А. Леонова) – состязались в числе 12 участников из США, Польши, Швейцарии, Украины и России. Ростовские студенты были единственными, кроме москвичей, российскими конкурсантами.

Мы попросили наших фаготистов рассказать о том, как проходило это мероприятие. Александр отметил, что все участники были дружелюбными и общительными. Начиная с жеребьевки, между ними установились душевные, несмотря на языковые границы, отношения (кстати, некоторые участники немного говорили по-русски). Анжелика обратила внимание на то, что мероприятие было хорошо организовано: всё начиналось и заканчивалось вовремя, говорили мало и по делу.

Конкурс состоял из трех туров: обязательные этюд и произведение для фортепиано и фагота в первом туре и два концерта с оркестром в третьем туре. Про второй тур стоит рассказать подробнее. С 1 мая по 1 июня 2009 года на базе всё той же Московской консерватории проходил композиторский конкурс под девизом «Навстречу международному конкурсу исполнителей на духовых и ударных инструментах», по условиям которого необходимо было сочинить пьесы для фагота и тромбона-тенора соло. Пьеса одной из победительниц, китаянки Ли Ен А (выпускницы Московской консерватории), стала обязательной к исполнению во втором туре и появилась на сайте МГК за два месяца до начала конкурса. Таким образом, зарубежные музыканты получили возможность познакомиться с музыкой современных российских композиторов.

Произведения этого тура ориентированы на возможности современного фагота, новейшие приемов игры, высокую технику. Иностранные участники конкурса отметили, что они впервые играли наизусть, так как у них принято всегда пользоваться нотами. Экономия времени на учении наизусть позволяет проходить в учебном классе больше новой музыки. Это, как сказала Анжелика Черных, скорее достоинство, чем недостаток, и надо бы нашим педагогам хоть иногда разрешать играть на «зачетах» по нотам.

Анжелика также отметила, что конкурс был на редкость объективным – призы поделены честно и справедливо. Первое место не досталось никому, второе место поделили Катажина Ждыбель из Польши и Адриан Кит Морехоун из США. Третье место занял москвич Илья Каштан. А что же наши ростовчане? Увы, несовершенство техники и волнение, по признанию Александра Семенова, подвело его, и он не прошел даже во второй тур. Анжелика же съездила на конкурс не зря! По его завершении ей позвонили из оргкомитета и попросили придти на церемонию награждения. Оказалось, что дирекция конкурса присудила ей специальный приз – фагот Jubilee фирмы «Puchner» (стоит такой фагот около $19 тыс., т. е. около 570 тыс. рублей). Главный же приз конкурса «всего» 150000 рублей, да и то, как мы уже сказали, никому не достался. На вопрос, почему, как ей кажется, именно ей подарили фагот, Анжелика иронично ответила, что, скорее всего, причина в ее хорошей технике, а с ее «дудкой» этой технике уже некуда развиваться.

А на предложение перевестись в Московскую консерваторию она ответила отказом.

Так кто же в итоге победил? Решайте сами. А только с хорошим инструментом и конкурсы будут ещё…

Ирина Саломатова