Возрождение для души и сердца

Что такое вокальная музыка Возрождения? Как ее трактовать и исполнять? А если учитывать, что мы живем в стране, где музыкальное искусство в его историческом развитии миновало эпоху Возрождения, ответить на все эти вопросы становится еще сложнее. И поэтому часто именно вокальная музыка той эпохи остается у нас мало понимаемой и, соответственно, редко исполняемой.

Для того чтобы развеять ложные представления о том, как исполнять музыку европейских композиторов XVI века, в преддверии первого из задуманных профессором С. А. Таракановым «исторических» концертов, по его инициативе в Ростовскую консерваторию был приглашен итальянский хоровой дирижер Лоренцо Донати. В течение нескольких дней гость проводил мастер-классы по хоровой музыке Возрождения. Они завершились небольшим концертом Ростовской хоровой капеллы «Анастасия» и Детского хора при консерватории, где этими уже известными во всей Европе коллективами дирижировал сам Л. Донати. Простой в общении и улыбчивый итальянец был приятно удивлен, что «в России хорошо чувствуют, любят и поют Палестрину. Ведь это музыка не для мертвых, а для живых, ее писали живые и страстные люди». Действительно, капелла «Анастасия» и Детский хор при РГК под руководством С. А. Тараканова являются одними из немногих коллективов в России, кто в своем репертуаре имеет большое количество произведений Дж. Палестрины и других композиторов эпохи Возрождения.

Как в действительности любят и ценят в Ростове хоровую музыку Возрождения, можно было судить по большому количеству слушателей в зале филармонии на концерте 23 ноября.

В программе были представлены произведения Дж. Палестрины, Ж. Депре, О. ди Лассо, Дж. ди Веноза, мало известного А. Инженьери. Этот вечер – первый в цикле из четырех концертов с историческим комментарием, где 28 декабря 2009 года будет представлена русская духовная музыка, 22 марта 2010 года – произведения композиторов-романтиков, а закончится цикл 26 апреля 2010 года хоровой музыкой ХХ века.

Концерт был необычен не только редким хоровым репертуаром, но и тем, что сам маэстро Тараканов предварил выступление кратким историческим обзором эпохи, и затем комментировал каждый номер рассказом о композиторе, обстоятельствах создания музыкального шедевра. Взволнованная публика была так довольна, что временами аплодировала даже в тех перерывах между частями произведений, где это делать не принято.

Стоит отметить высочайший уровень мастерства юных хористов. Музыку композиторов XVI века вследствие сложного полифонического рисунка петь очень непросто даже взрослым музыкантам, а детям тем более. Поэтому исполнение нескольких произведений просто потрясло меня как слушателя, несмотря на некоторые ансамблевые неточности. В исполнении капеллы «Анастасия» особенно выразительно и чутко прозвучали «O bone Jesu» А. Инженьери и мадригал Джезуальдо «Dolcissima mia vita». Невольно вспомнилось, что это то самое произведение, с которым Лоренцо Донати неделю назад прямо на концерте провел своеобразный эксперимент. Для подтверждения мысли о колоссальных возможностях, открываемых ренессансной музыкой перед исполнителями, о допустимости принципиально отличающихся трактовок, когда одна и та же фраза может исполняться форте и пиано, стаккато и легато, итальянский гость продирижировал мадригал дважды!

Благодаря этой свободе понимания и исполнения, такая, казалось бы, далекая и непонятная для русского человека музыка вдруг становится очень близкой. Ведь ее писали такие же живые и страстные люди… писали для души и сердца.

Галина Козева