Россия – Нидерланды. Окно в современную музыку

Музыка – универсальный язык человечества.
Г. Лонгфелло


На протяжении двух дней, четвертого и пятого декабря, в концертных залах Ростова-на-Дону веяли свежие ветры музыки XX и XXI века. В городе проходил мини-фестиваль «Россия – Нидерланды. Окно в современную музыку», в рамках большого годичного международного проекта Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) «Россия – Европа окно в современную музыку» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Музыкального фонда Эрнста фон Сименса.

По словам менеджера МАСМ Виктории Коршуновой, с которой мне удалось побеседовать накануне, «смысл проекта – как можно быстрее интегрировать российские регионы в общеевропейскую музыкальную жизнь, а также разрушить миф о том, что Россия является страной двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, ведь огромное количество талантливых музыкантов и благодарных слушателей живут далеко за их пределами».

Благодаря активной культурно-просветительской деятельности МАСМ, имена нидерландских композиторов уже известны ростовской публике, их произведения звучали на нашей сцене. За последние годы в Ростове-на-Дону побывали Хюс Янссен и Родерик Де Ман. Ключевой фигурой двухдневной феерии стал один из самых известных композиторов Нидерландов, преподаватель класса композиции Гаагской Королевской консерватории Мартяйн Паддинг.

Мини-фестиваль открылся творческой встречей с Мартяйном, которая проходила в камерном зале Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова. Композитор с увлечением рассказывал о своем творчестве и учениках, о музыке вообще и охотно отвечал на все вопросы слушателей. Более того, в самом начале встречи он сказал: «Я покажу Вам свою музыку и расскажу о ней только при одном условии: Вы будете задавать мне вопросы. Я потому только что-либо делаю, что надеюсь научиться чему-то новому». Открытый для общения, с хорошим чувством юмора, очень жизнерадостный, Мартяйн создал такую теплую атмосферу в зале, что, казалось, он и сам стал частью аудитории.

Паддинг признался, что его интересы в музыке не ограничиваются академическими жанрами, и он также любит и поп-музыку и приветствует разнообразное их взаимодействие, постоянный поиск чего-то нового, ранее не используемого. «Этому я учу и своих учеников. Каждый раз, когда Вы пытаетесь что-то написать, старайтесь найти что-то принципиально новое. Работайте так много, как только можете и пробуйте себя во всех направлениях». В течение встречи, спонтанно, возникла идея проведения мастер-класса для студентов-композиторов. Мартяйн предложил молодым авторам показать ему свои произведения, и встреча была назначена на следующий день.

Вечером этого дня в малом зале Ростовской филармонии состоялось выступление МАСМ. В его составе на этот раз зрителю был представлен «Романтик-квартет», который с 2007 года, сохраняя свою творческую целостность, стал также частью коллектива в качестве основной струнной группы. В творческой биографии ансамбля более 600 мировых и российских премьер, композиторы посвящали им свои сочинения, и этот концерт не стал исключением. Из беседы с Мартяйном Паддингом выяснилось, что квинтет «Короткие истории ни о чем», который звучал в концерте, был написан за семь дней, специально для этого ансамбля и посвящен менеджеру и музыковеду коллектива Виктории Коршуновой. О произведении композитор сказал: «Это музыка о музыке». Публика приняла его «на ура». Особенно впечатлил слушателей виолончелист Сергей Асташонок, который в одной из частей неожиданно для всех запел! Эта идея композитора, в совокупности с очень ярким исполнением Сергея, вызвала такой восторг публики, что эту часть квартета исполнили «на бис».

В программе также прозвучали классические квартеты С. Прокофьева, Д. Шостаковича, хотя и написанный современным языком, но вполне традиционный квартет «Отсюда должен быть выход» голландца Якоба тер Вильдхейса и «Форельный квинтет» для фортепиано, струнного квартета и фонограммы москвича Петра Карманова, который неизбежно заставил зрителя вспомнить об одноименном квинтете Шуберта. Саундтрек, сначала воспроизводящий журчание воды, в которой плещется рыба, а в кульминации – шипение масла на раскаленной сковороде, очень живописно оттенял основной драматургический замысел автора.

Концертный день пятого декабря вновь начался в камерном зале Ростовской консерватории, и вновь МАСМ порадовал исполнителей блестящим исполнением современной музыки. Как отметила Виктория Коршунова, которая по традиции всегда ведет концерты коллектива, в программе прозвучали произведения трех нидерландских композиторов, которые в разное время посещали Ростов вместе с ансамбля. Наряду с другими произведениями, было исполнено трио для скрипки, виолончели и фортепиано ростовского композитора Геннадия Толстенко.

Двухдневный фестиваль увенчался концертом Ростовского академического симфонического оркестра под управление Валерия Хлебникова. В программе прозвучали «Kier» Мартяйна Паддинга, «Anahronia-2» Луи Андриссена и «Моя родина – Беслан» Ацамаза Макоева. Концерт вела народная артистка Северной Осетии Марина Ядых – настоящий профессионал своего дела, член Союза композиторов и Союза журналистов, лектор-музыковед музыкального лектория и Государственного симфонического оркестра Северной Осетии. Когда подошло время объявить финальное произведение в зале наступала полнейшая тишина, а на глазах ее появились слезы… В завершении вечера публика долго аплодировала стоя после исполнения симфонии «Моя родина – Беслан», посвященного жертвам теракта, который произошел 1 сентября 2004 года.

Фестиваль завершен, музыканты покинули пределы города, а фантастическая музыка, исполненная в эти дни, еще долго будет звучать внутри нас.

Гаянэ Мелик-Тангиева