Профессор с волосами цвета льна

К 55-летию профессора кафедры теории музыки, кандидата искусствоведения
Ирины Прокопьевны Дабаевой

Не часто приходится встречать учёного, педагога, чей профессиональный путь отражает процесс духовного совершенствования. Одним из таких редких явлений в сфере музыкальной науки представляется профессор, кандидат искусствоведения Ирина Прокопьевна Дабаева, чья гармония человеческого существа происходит от соразмерного развития душевных качеств и их взаимоподчинения духовному бытию. Душевная жизнь есть уровень эстетических интересов. Духовная жизнь – вечные цели истины и добра. Только их органичное слияние порождает свет души. Это особое свойство, присущее не многим – людям, бережно хранящим в сердце искренность, добро, чистоту. Светится такая душа необыкновенно, она преображает окружающий мир, донося своё тепло в самые затаённые уголки человеческого сердца. Созидать такой свет в нашей современности нелегко, тем не менее, такие «негасимые лампады» существуют.

Не случайно в этой связи научно-творческие интересы Ирины Прокопьевны устремлены к той обособленной части музыкального искусства, которая способна погружать в пространство духовного единения с Богом, а именно – православным богослужебным песнопениям. В истории музыковедения периодически появляются такие исследователи, труды которых открывают новые горизонты. Ирина Дабаева относится к числу тех, с именем которых связано развитие отечественной музыкальной науки в сфере богослужебного певческого искусства. В данной области Ирина Прокопьевна раскрылась как талантливый учёный и педагог.

Две эти грани профессионального бытия оказались неразрывно связаны между собой. Будучи созидателем «музыкальной экологии», чистоты творческих экспериментов, в 2004 году Ирина Прокопьевна разработала и внедрила в жизнь авторский курс «Основы русской церковно-певческой культуры», призванный приобщать студентов, в большинстве своём не сведущих в этих вопросах, к праистокам христианской богослужебной певческой традиции, разъяснить особенности богослужения в целом. Как точно заметил в своём дневнике Г. Свиридов, «спасение искусства заключено в вере в чудо воскресения». Вот оно – истинное благодатное созидание – сохранение исконных православных традиций в их эстетическом, нравственном, духовном аспектах, воскресение «Света» в условиях современной действительности.

Лекции по основам древнерусской музыки представляют уникальное в своём роде явление в Ростовской консерватории. Уникальность, прежде всего, в привлекаемом «учебном» материале – раритетных церковных книгах, редких аудио- и видеозаписях. Естественно, что такой монументальный пласт культуры может поднять только истинный учёный: человек, искренне, горячо увлеченный своим делом, живущий тягой к открытиям, вовлечённый в поток научно-творческих исканий, человек, владеющий особенностями языка этой культуры. Так, на увлекательных занятиях по курсу древнерусской музыки Ирина Прокопьевна посвящает аудиторию в сущность церковного пения, тонкости его устройства с точки зрения нотации, ладовой реализации; поднимаются вопросы, касающиеся видов песнопений, отношения к Слову, чинопоследования, устройства богослужебного цикла, затрагивается исторический аспект, и, конечно же, звучит музыка, нарушающая обыденность академической консерваторской жизни.

Вопросы, связанные с богослужебным певческим искусством, волнуют Ирину Прокопьевну не только с позиции глубоко верующего человека, но и с точки зрения теории музыки – области её непосредственной профессиональной деятельности. Так, одним из первых научных опытов в этом ракурсе стала статья о ладогармонических особенностях русской духовной музыки, опубликованная в связи с проходившей в Ростовской консерватории Всесоюзной научно-практической конференцией 1990 года, посвящённой проблемам отечественной культуры ХХ века и её взаимодействию с духовной музыкой. Именно данный период с его реакцией на идеологический слом тех лет знаменовал ещё большую духовную потребность учёного-музыканта погрузиться в мир богослужебной певческой традиции, и как следствие – «девятый вал» научного интереса к этой сфере культуры.

В 1995 году Ирина Прокопьевна отправляется в Москву, в докторантуру к своему научному руководителю Е. В. Назайкинскому. Это была уже вторая творческая встреча с Учителем, чей неоспоримый авторитет уже на протяжении 16 лет определял путь дальнейшего профессионального роста. Научные, творческие принципы, и, в целом, школа этого светила отечественного музыковедения нашли благодатную почву для продолжения традиций в аспирантке Ирине Дабаевой, приехавшей на стажировку в 1979 году, сразу после окончания Ростовского музыкального педагогического института. В становлении Ирины Прокопьевны как учёного огромное значение имела учёба в аспирантуре Московской консерватории. Личности, чей вклад в развитие музыкальной науки трудно переоценить – Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Холопов, В. В. Медушевский, С. С. Григорьев, Б. К. Алексеев, – все они внесли свою лепту в обогащение молодого специалиста знаниями в сфере последних достижений музыковедения.

В 90-е годы профессиональный путь ориентирован в основном на духовную музыку, и все творческие силы устремлены к пополнению профессиональных ресурсов в этой области – области церковной певческой традиции, многие часы посвящены архивам музея им. Глинки, а именно архивам Кастальского, Смоленского, Никольского, Шведова – исполинов церковной певческой культуры, оставивших богатейшее наследие православных песнопений.

Духовная музыка – лишь одна из сторон многогранной творческой жизни Ирины Прокопьевны. Другой пласт интересов определён смежным с музыкой искусством – поэзией. Значительный интерес «первого московского периода» – начала 80-х годов – представляет исследование в области поэтики и вокальной музыки, представленного диссертацией «Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения» (1985). Данный труд демонстрирует фундаментальную методологическую базу для системного анализа вокальных форм. Главные направления научных исканий в это время были сфокусированы вокруг поэзии в музыке – сферы, требующей тонкой душевной организации, особого качества мировосприятия.

Помимо плодотворной жизни в науке, пронизанной потребностью постоянного духовного созерцания, существует и иная сторона бытия: облик профессора отнюдь не скрывает (как это часто случается у многих) женственного, обаятельного естества, символа домашнего уюта, семейного очага. Эта сфера жизни, преисполненная духовности в несколько иной проекции, как ни удивительно, не стоит особняком. Именно тот факт, что Господь соединил в замечательном союзе Ирину Прокопьевну и Сергея Александровича Тараканова, явился стимулом для её дальнейшей деятельности в области церковно-певческого искусства. На вопрос о том, кого Ирина Прокопьевна считает своим главным учителем, ответ, на первый взгляд, может показаться неожиданным: «Мой главный учитель – мой муж, который всегда со мной». Как эхо, как отражение в прозрачной воде слышатся его слова: «Господь так наградил меня». Ирина Прокопьевна восприняла от своих педагогов традиции отечественного музыковедения, тем не менее, её собственное научное творчество несёт глубокий личностный отпечаток.

Не преследуя в своём очерке цель хронологизировать события жизни Ирины Прокопьевны, хотелось бы, всё же, отметить несколько знаменательных дат: 1980 г. – поступление в аспирантуру в класс профессора Е. В. Назайкинского; 1985 г. – защита кандидатской диссертации; 1982 г.– бракосочетание; 1991 г. – создание С. А. Таракановым капеллы «Анастасия». Этот год – 1991 – откроет новые, ранее не тронутые грани творческой индивидуальности. Теперь кандидат искусствоведения, Ирина Прокопьевна – певчая капеллы «Анастасия», и, одновременно, ведущая многочисленных концертов в России и за рубежом. В репертуаре капеллы разнообразные духовные сочинения, на творческом счету – значительное количество судьбоносных побед. Репертуар «Анастасии» во многом определил путь для дальнейших научных открытий. Так, профессиональный интерес пробудил жанр русского духовного концерта, ставший характерным «маяком» научному творчеству. Обращение к данной форме духовной музыкальной культуры является новаторством, так как духовный концерт как жанр в отечественном музыкознании не был позиционирован. В этом отношении хотелось бы особо подчеркнуть фактор созидания – один из определяющих критериев ценности научного исследования.

Название этого эскиза – аллюзия на пьесу К. Дебюсси – светлую, спокойную, освещённую разнообразными звуковыми бликами, и, вместе с тем, наполненную внутренним динамизмом музыку, очень точно передаёт сущность Ирины Прокопьевны Дабаевой – профессора с волосами цвета льна.

Людмила Мнацаканян