Венгерский хормейстер в Ростове

Что вы знаете о вкладе Венгрии в музыкальную культуру Европы? Думаю, многих этот вопрос мог бы поставить в затруднительное положение, ведь помимо Ф. Листа, Б. Бартока и чардаша сразу мало что приходит в голову. А ведь именно благодаря деятельности многих венгерских магнатов на рубеже XVII–XVIII веков стала активно развиваться городская концертная жизнь Европы. Каждый уважающий себя богач имел при дворе оркестр или хоровую капеллу. Одной из таких капелл, принадлежавшей князю Паулю Антону Эстерхази, как мы помним, более 30 лет руководил Й. Гайдн. Вообще любовь к вокальной музыке, можно сказать, у венгров крови и не остыла по сей день.

В этом мы смогли убедиться с 18 по 22 марта 2010 года, когда Ростовскую консерваторию посетил ректор консерватории г. Мишкольц, дирижер, пианист и музыковед профессор Шандор Зотан.

На первой встрече маэстро познакомил присутствующих с творчеством современных венгерских композиторов Миклоша Чемицке, Януша Вайде и Тода Петера, творчество которых неразрывно связано с хоровой культурой. Благодаря деятельности этих музыкантов, в Будапеште и других городах регулярно проходят хоровые фестивали, на которых исполняется музыка не только прошлых эпох, но и современных авторов. Шандор Золтан признался, что в Венгрии, к сожалению, практически не исполняется музыка русских композиторов, и даже такие имена как Глинка, Чайковский, Рахманинов венгерскому слушателю неизвестны.

Одна из главных причин приезда профессора Зотана – сотрудничество с хоровой капеллой «Анастасия» и Детским хором при РГК им. С. В. Рахманинова (руководитель обоих коллективов – профессор Сергей Тараканов). Несколько часов мастер-класса – и результат смогли услышать все пришедшие на концерт 22 марта, посвященный хоровой музыке романтиков XIX века. Два подобных концерта уже проводились в ноябре и декабре прошлого года. На первом из них звучала музыка эпохи Возрождения, а для управления хором был приглашен итальянский дирижер Лоренцо Донати, на втором была представлена русская духовная музыка.

Уже известные ростовским слушателям в исполнении этих двух хоров «12 песен и романсов ор. 44» И. Брамса и «Три песни Шарля Орлеанского» К. Дебюсси зазвучали под руководством Шандора Золтана совершенно по-новому. Венгерский дирижер в работе с хором обратил особое внимание на штрихи и нюансы, задуманные композиторами. Исполнение цикла Брамса Детским хором консерватории и раньше восхищало слушателей безупречным звучанием и прекрасным произношением немецкого текста. Однако в этот вечер каждая фраза звучала гибче и эмоциональней. Капелла «Анастасия» тоже была на высоте! Из трех песен К. Дебюсси особенно эффектно прозвучала вторая, «Тамбурин». Капелла «Анастасия» показала высший пилотаж в работе над стилем и штрихами (подражание барабанному звуку разливалось от неистового форте до пианиссимо, не теряя при этом четкости и собранности звучания), что не совсем удалось солистке Оксане Андреевой.

Однако в этот концерт входила и русская музыка XIX века, представленная пятью светскими хорами Чайковского. Шандор Золтан эффектно уступил место за пультом Сергею Тараканову, а тот, в свою очередь, покинул свое место среди певчих, и концерт продолжился. Исполнение этих небольших сочинений русского композитора были блистательным дополнением вечера. Каждая фраза, каждое слово было наполнено неподдельной гаммой эмоций и переживаний. Это действительно высший уровень хорового мастерства, когда на наших глазах под руками мастера музыкальное произведение из черных знаков на листе бумаги начинает преображаться в яркую, наполненную самыми разными красками чувств звуковую картину.

Галина Козева