Интеллектуальные разговоры четырех важных персон

На «Ростовских премьерах» звучат квартеты

Квартет – один из самых сложных и тонких видов камерного музыкального исполнительства. Еще Стендаль от лица некой «умной дамы» говорил о квартетах Гайдна как о светской беседе четырех важных персон.

15 мая в Малом зале филармонии, в рамках IV международного фестиваля «Ростовские премьеры» состоялся вечер камерной музыки. Зрителей он собрал не много; возможно, пришли только самые близкие – к этому искусству и к артистам. Звучали квартеты разных составов: классический струнный, ансамбль нетиповой, смешанный, и большая редкость на концертной эстраде – кларнетовый. Их всех объединяла искренняя влюбленность в квартетное музицирование, высокая культура и тонкость вкуса.

Квартет под руководством М. П. Черных, в составе которого лауреаты международных конкурсов Екатерина Беспалова (скрипка), Александр Пашков (кларнет), Юрий Воронюк (виолончель), Екатерина Добровольская (фортепиано), играли подлинную классику XX века – квартет Оливье Мессиана «На конец времени». Это произведение, с которого началось всемирное признание молодого композитора. Уникальны обстоятельства его создания. С началом Второй мировой войны музыкант был мобилизован в действующую армию, попал в плен и оказался в немецком концентрационном лагере. Выпросив у одного из офицеров нотную бумагу и карандаш, он написал квартет. Невероятная премьера состоялась 15 января 1941 года в том же лагере – перед тысячами пленных при 30-градусном морозе на неисправных инструментах.

Однако не идеи смерти, столь актуальные в искусстве военного периода, определяют основной замысел восьмичастного квартета. В комментарии к третьей части Мессиан пишет: «Бездна – время с его горестями и усталостью. Птицы – противоположность времени, это наша жажда света, звезд, радуги и ликующих песен!» Печалям земного времени композитор противопоставил вечную красоту природы и бесконечное милосердие Бога. Именно эти образы открывают сочинение («Литургия кристалла», где разными гранями сверкающий кристалл выступает как символ бесконечности), образуют его центр («Хвала Вечности Иисуса») и завершают его («Хвала Бессмертию Иисуса»). Музыка невероятно сложна, требует для исполнения действительно первоклассных музыкантов, ведь играть в течение целого часа и держать зал в полной концентрации внимания – задача не из легких. Коллектив увлек слушателей своей экспрессивной игрой, долгое время пролетело словно мгновение.

«Дроган-квартет» сформирован из молодых и талантливых музыкантов, также лауреатов всероссийских и международных конкурсов (Владимир Дроган и Мария Смирнова – скрипки, Мирослава Нимиря – альт, Елена Нестерова – виолончель). Чаще всего они исполняют именно современную музыку, поэтому участие в фестивале было предопределено. В тот вечер они представили две «ростовские премьеры»: струнные квартеты современных авторов – француза Франсуа Париса и москвича Александра Вустина. Музыка Париса отмечена изощренной работой со звуком, тонкостью проработки каждой детали. Ансамбль блестяще справился с художественными и техническими трудностями. Каждый мотив буквально проговаривался, музыканты словно лелеяли каждый звук. Квартет Вустина – музыка концентрированной выразительности, эмоции в ней глубоки и сдержаны. Музыканты были предельно сосредоточены. В зале стояла абсолютная тишина, было даже боязно дышать, не хотелось нарушать общее состояние напряжения.

Завершал вечер квартет «Кларибель». Однако на сцене появилось пять кларнетистов – Александр Пашков, Сергей Андреев, Дмитрий Верин, Игорь Новожилов, Иван Верин. Ничего удивительного: к постоянному составу по необходимости добавляются один–два участника, если этого требует исполняемое сочинение. Таких ансамблей в стране и мире не слишком много, ведь собрать вместе несколько «прекрасных кларнетов» (так переводится название) – непростая задача. К счастью, в Ростове это оказалось возможным. Концерт несколько затянулся, и потому кларнетисты исполнили всего несколько произведений. В цикле из четырех пьес ростовчанки Кристины Крит («Эльсинор», «Сказка для Кати», «Рэгги Марабу», «Мистраль») они легко справились со стилистическим балансированием между джазом и академической музыкой. Украшением всего вечера стало «Танго» Карлоса Гарделя, известное по кинофильму «Запах женщины» – яркое, томное, страстное. По телу пробежала приятная дрожь…

Неужели только интеллектуалы от музыки смогут по достоинству оценить утонченные разговоры «четырех важных персон»? Вслушайтесь – и вам откроются тонкие красоты, в привычном вы обнаружите неожиданное, в простом – сложное, в малом – великое. В следующий раз не проходите мимо квартетной музыки!

Валентина Жигайлова