Авангард на дефиле

…Натянутая тетива лука, выпускающая стрелу в нужном направлении с необходимой скоростью для поражения цели… Вибрируя, она начинает петь. Горделиво торжествует? Или с помощью магии звука средств пытается завладеть не только внешней оболочкой, но и внутренним миром «жертвы»?

Примадонна на сцене только считанные минуты, а в воздухе уже звенят сотни шаловливых стрел Амура, разлетающиеся во все стороны Малого зала филармонии. Они в одно мгновенье поражают самые взыскательные сердца и самые капризные вкусы. Еще бы! Ведь впервые перед ростовской публикой любимица королей появляется не в обрамлении других инструментов, а с солидной сольной программой. Считается, что красотой своего внешнего вида арфа превосходит всех соседей по оркестру. Действительно, ее изящные очертания напоминают форму сердца, металлическую раму украшает резьба, а разной длины и толщины струны, натянутые на каркас, образуют тонкую прозрачную вуаль.

Почему бы ей не продефилировать перед изумленными зрителями во всей своей красе, тем более что гардероб составляют исключительно эксклюзивные наряды? Лирико-восторженное настроение коллекции сконцентрировали в себе «Сонатина-пастораль» Кирилла Волкова и аллюзия на романтический костюм XIX века – «Новеллетта» израильтянина Хаима Пермона, где сбегающие складки арпеджио и эффектные воланы глиссандо подчеркивали утонченность настроения. «Вариации» же от столичного мэтра Александра Балтина внесли колоритную, весенне-джазовую струю. А вот «Фантазия» Валерия Кикты (на темы оперы П. Чайковского «Пиковая дама») в стиле modern приятно поразила свежестью находок и приемов самовыражения: жуткие трели из кластеров на фоне орнамента ритмического остинато, смелые краски широких аккордов, виртуозно рассыпанный бисер «ксилофонного» звучания, специфический металлический лязг различных деталей. Весьма свежо выглядела модель в национальном костюме в «Русской токкате» от Сергея Слонимского – известного мастера терпкого цвета и колоритного фольклорного узора. Единственный раз, в «Рождественских пасторалях» французского кутюрье Андре Жоливе арфа снизошла до того, чтоб стать одной из участниц трио. Блестящий ансамбль (лауреаты международных конкурсов Юрий Воронюк – виолончель, Ольга Лебедева – флейта) впечатлил публику не менее, чем сольные «выходы» королевы.

Ростовчанам никогда не удалось бы увидеть арфу в таком изумительном ракурсе, если бы не ее хозяйка, по сути – сама душа инструмента, лауреат международного конкурса Ирина Негадова. Учась в свое время в Ростовской консерватории на теоретико-композиторском факультете, она достаточно успешно продвигалась по музыковедческой стезе. Преподавала в пролицее, печатала статьи в музыкальных изданиях, работала на телевидении (Дон-ТР). Благодаря талантливейшим педагогам – Наталье Добрецовой (Ростовская консерватория), у которой занималась с 14 лет, и Наталии Шамеевой (РАМ им. Гнесиных), под чьим руководством окончила аспирантуру, Ирина Негадова уже более 13 лет солистка московских оркестров, концертирующий музыкант. Волшебница, заслужившая в своем родном городе искреннее восхищение и восторг публики.

Во втором отделении сценой и залом безраздельно владел известный за рубежом и горячо любимый в Ростове лауреат международных конкурсов, муниципальный ансамбль «Каприччио» (художественный руководитель – заслуженная артистка России, профессор Маргарита Черных). В трех сочинениях из шести звучал вокал лауреатов международных конкурсов Натальи Мещеряковой, Юлии Гридиной, Розы Коткеевой, Михаила Губанищева.

Два сочинения, как показалось, превратили недавний подиум в зал художественной галереи. Если меццо-сопрано Наталья Мещерякова в романсе Аракс Матевосян контурами мелодических линий под изобразительный фон инструментального ансамбля в реальном времени писала реальное полотно «степи безотрадной», то «Отзвуки лета» Владимира Ноздрачева – именно воспоминания об ушедшей поре, уже подернутые дымкой времени, приглушившей интенсивность красок и охладившей эмоции. «Абстрактная музыка» Даниила Власова и «Мерцать в зачарованном скольжении» Михаила Фуксмана (который, кстати сказать, сам за дирижерским пультом руководил сложнейшим музыкально-алгебраическим процессом), переместили изумленно-недоумевающую публику в некую сложнейшую лабораторию, где из звуковых атомов и молекул путем физико-химических превращений создавались замысловатые конструкции.

Большинству же слушателей более понятными показались оперы-скетчи шотландца Гаррета Уильямса. Думаю, не потому, что Людмила Мнацаканян, ведущая концерт, бойко пересказала либретто, написанные на английском языке. И даже не потому, что ростовчане уже могли присутствовать на премьерном исполнении этих сочинений в марте этого года (остальные произведения концерта звучали в Ростове впервые). В значительной мере это заслуга артистов-певцов, сумевших создать настоящий минитеатр. И, конечно, драматизм и актуальность выбранных композитором сюжетов, мелодичность музыкальной речи. Мечта ни за что на свете не получить «Телеграммы»-похоронки, и другая мечта – во что бы то ни стало, хоть в воображении получить возможность «Танцевать до заката» с любимым человеком, беспомощно лежащем в коме в больничной палате, – блестящее воплощение военной тематики, тем более что концерт 18 мая проходил в рамках IV Международного фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры», посвященного 65-летию Победы.

Судя по настроению публики, никто из слушателей не уходил прежним, потому что нашел свое утешение и радость в неожиданных или долгожданных метаморфозах современного музыкального искусства.

Марина Корниенко