Духовой оркестр саундтреками напомнил о блокбастерах

Тихим воскресным вечером из Большого зала филармонии в умытый майским ливнем Ростов ворвались звуки мелодий из самых известнейших фильмов Голливуда.

«Любите ли вы музыку из кино так, как люблю ее я?» Музыка из кинофильмов, или саундтрек, занимает по популярности одно из первых мест среди самых различных групп населения. Этот жанр, пожалуй, единственный, который не имеет недоброжелателей: не существует человека, который бы не напевал любимую мелодию из какой-нибудь картины. Жанр одинаково успешно существует как в серьезных лентах (музыка Прокофьева, Шостаковича), так и в массово-развлекательных.

Значение музыки «за кадром» нельзя недооценивать – достаточно вспомнить мультфильмы Уолта Диснея, где оркестр наравне с персонажами играет главную роль. В современном музыкальном мире даже существуют коллективы, специализирующиеся на исполнении саундтреков, например, Лондонский симфонический оркестр. В его исполнении звучит музыка к таким известным голливудским блокбастерам как «Звездные войны», «Реквием по мечте», «Пираты Карибского моря».

Программу под названием «Блокбастеры и саундтреки» представил публике 22 мая Концертный оркестр духовых инструментов им. В. Еждика (дирижер Вадим Вилинов). Звучали мелодии только из зарубежных фильмов, но слушатели узнавали и приветствовали долгими аплодисментами практически каждый номер. Динамичная программа, краткие, но ясные комментарии ведущей Маргариты Дилоян раскрасили этот вечер яркими красками. Этим выступлением оркестр завершил свой двадцатый, юбилейный сезон.

Какой же мелодией можно было начать подобный концерт? Конечно же, той, которую знает каждый: «Кинокомпания XX век FOX представляет». Не успели отзвучать фанфары, как зал наполнила тема из кинофильма «Миссия невыполнима». Пожалуй, именно этот саундтрек, что называется, задал тон всему концерту, тон живой, подвижный, искрящийся. Вообще вся программа представляла собой легенды музыки кино. Слушатели получили возможность окунуться в любимую музыку с головой. Погрустить вместе с лучшим актером немого кино, слушая попурри из фильмов с участием великого Чарльза Спенсера Чаплина «Огни рампы», «Золотая лихорадка», «Огни большого города»… Будто снова, на одном дыхании посмотреть «Серенаду солнечной долины» (режиссер Брюс Хамберстоун, композитор Гарри Уоррен)… Поучаствовать в средневековом турнире вместе с Робин Гудом – под звуки оскароносной мелодии Майкла Кеймена из фильма «Робин Гуд: принц воров» (режиссер Кевин Рейнолдс)… Влюбиться в первый раз вместе с «Ромео и Джульеттой» (Франко Дзеффирелли, Нино Рота)… Перенестись в Древний Рим вслед за монументальным «Гладиатором» (режиссер Ридли Скотт, музыка Ханса Циммера и Лизы Джеррард). А самые отчаянные зрители могли почувствовать порыв соленого ветра на лице и вскинуть абордажную саблю вместе с «Пиратами Карибского моря»!

Во втором отделении концерта КОДИ им. Еждика исполнил саундтреки к фильмам, которые принадлежат композитору Джону Уильямсу. Слушатели смогли совершить круг почета на метле над школой волшебников Хогвартс вместе с Гарри Поттером («Гарри Поттер и философский камень», реж. Крис Коламбус), покататься на динозавре по «Парку Юрского периода» Стивена Спилберга, послушать историю «маленького человека» («Терминал», режиссер Стивен Спилберг). И напоследок – ощутить себя рыцарем-джедаем и сразиться с мировым злом вместе с героями эпопеи «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Публика не отпускала музыкантов со сцены, и на «бис» оркестр исполнил, пожалуй, одну из самых зажигательных мелодий Голливуда – из фильма «Голый пистолет» (режиссер Дэвид Цукер, композитор Айра Ньюборн).

Просто, качественно и с душой – так можно охарактеризовать игру оркестра. Бытует мнение, что духовой оркестр хорош только на открытом воздухе, что звучание меди в зале, даже большом, выходит чересчур громким. Возможно, но не в этом случае. Прекрасно был выдержан звуковой баланс – дирижер В. Вилинов как будто сам присутствует в зале и слышит, где можно и нужно прибавить звук, а где это будет неуместно и грубовато. В этот вечер улыбку у зрителей вызвало его отношение к оркестру: желая показать тромбонам, где им нужно перейти к фортиссимо, дирижер подбежал прямо к ним. А после номера на «бис», давая понять, что концерт действительно окончен, дирижер с криком: «Всё!» с размаху сел на подставку. Наградой такой непосредственности были смех и продолжительные аплодисменты.

Выходящие из зала слушатели продолжали напевать любимые мелодии. Жаль, этого не слышали оркестранты и их руководитель.

Вероника Шатан