Не бойтесь нового, певцы!

«Моя жизнь между сценой и письменным столом», – этими словами начал свою встречу со студентами и преподавателями консерватории народный артист России, доктор искусствоведения, профессор Сергей Борисович Яковенко. Таланты замечательного камерного певца, прекрасного педагога, одаренного литератора, искусствоведа – удивительным образом сочетаются в этой личности.

Радость общения Сергей Яковенко дарит ростовскому слушателю уже не в первый раз. Были встречи и в рамках фестиваля современной музыки, проводимого РГК, и концерты его класса камерного пения (ведь в недавнем прошлом С. Яковенко являлся профессором нашей консерватории), и блистательное исполнение на Рахманиновском фестивале монолога Барона из «Скупого рыцаря». На прошедшей же встрече, посвященной проблемам исполнения современной музыки, перед слушателями предстал не только прекрасный ученый и методист, но и интересный, увлекательный рассказчик (позволю себе отказаться от термина «лектор»). Искрометно-живое начало сразу встряхнуло аудиторию, и бесконечное обаяние говорящего не отпускало зрителя уже до конца встречи. Сжатые теоретические тезисы, опубликованные в недавно изданном пособии С. Яковенко по традиционной и новаторской лексике вокальной музыки, были в изобилии приправлены многочисленными воспоминаниями. В их быстром потоке пронеслись ярчайшие фигуры современных композиторов, многие из которых создавали произведения в расчете на С. Яковенко (Сони Губайдулиной, Вали Сильвестрова, Эдисона Денисова, Григория Фрида), дирижеров (Геннадия Рождественского, Юрия Ароновича, Фуатика Мансурова), исполнителей (Зары Долухановой, Павла Лисициана).

К сожалению, а может быть и к счастью, подобные темы еще очень нужны. И слова Яковенко, более всего, были обращены к профессионалам, говорящим о «нерентабельности» изучения современных сочинений, к исполнителям, не желающим «портить» свой голос, к тем самым «служителям музея» (как определил их Яковенко), которые ограничиваются классико-романтическим репертуаром и, конечно, к педагогам, закладывающим базу будущего певца. И как замечательно, что столь актуальными для современного вокального исполнительства проблемами занимается человек, посвятивший им пятьдесят лет работы, знающий предмет изнутри. Я думаю, именно этой отдачей современной музыке, огромной любовью к ней можно извинить слишком обширные (для подобных встреч) фрагменты звукозаписей, звучавшие в исполнении Яковенко. Безусловно, он вновь проживал их заново и вновь испытывал радость от впервые исполненного сочинения. Вот оно (по Яковенко) – исполнительское счастье.

Что ж, хочется, вслед за артистом, призвать наших певцов-исполнителей: «Влюбляйтесь в своих героев, не бойтесь эксперимента и вспомните, что музыка не заканчивается на Рахманинове и Пуччини. Ведь радости это доставляет в итоге очень много!»

Александра Мишина