«Я не волшебник! Я только учусь…»

Консерваторский концерт, о котором пойдет речь, оказался в стратегически невыгодных условиях: только что отгремели открытия сезонов в театре и филармонии, сразу за ними — День музыки и вот-вот состоится первый тур Первого Всероссийского конкурса в номинации «камерный ансамбль».

И только страстный любитель вокальной музыки или творчества самого исполнителя сумел разглядеть среди сонма афиш, приглашающих послушать студенческие трио или квартеты, нашу, возвещавшую следующее: «7 октября, 16.00, Малый зал. Дмитрий Иванчей (тенор), Юрий Кокко (фортепиано)». Не могло также содействовать успеху ни скромное оформление объявления, в котором незнакомое широкому ростовскому слушателю имя не было представлено, ни неудобное «учебно-рабочее» время.

В результате, 90% присутствовавших в зале составил узкий круг коллег по цеху: педагогов и студентов-вокалистов. Из них, пожалуй, только первым довелось видеть и слышать Дмитрия ранее: два года назад в качестве исполнителя партии Пьера Безухова в опере «Война и мир» Прокофьева (совместный проект Ростов—Глазго—Ереван), а в прошлом году — в рамках все того же Первого Всероссийского конкурса в номинации «вокал». Последнее — в данном случае вовсе не лишнее уточнение. Ведь герой вечера заслужил объявленную ведущей (студентка консерватории Лаура Биркая) «приставку» «лауреат международных конкурсов» не только как счастливый обладатель лирического тенора, но и как превосходный скрипач. И не случайно студент Московской консерватории (класс проф. Б. Н. Кудрявцева) так привязан к Ростову. Здесь, в семье профессиональных музыкантов, он родился и начал свое музыкальное образование по обеим специальностям. Но, к сожалению, эти интересные детали озвучены не были и о них знали лишь «посвященные»; остальным же оставалось наслаждаться искусством.

Программа концерта, состоявшая, в основном, из вокальных миниатюр русской и зарубежной классики, никакой сверхидеи в себе не несла и казалась выстроенной лишь по принципу удобства исполнения и контраста воплощаемых эмоций. Иначе ничем не объяснишь появление сочинения «В душе весна» татарского композитора Рустема Яхина между романсами Глинки и Рахманинова; легкую досаду вызвало также то, что вслед за блестяще исполненными фрагментами из цикла «Сатиры» Шостаковича концерт завершил показавшийся в таком контексте слащаво-красивым романс Глиэра «Проснись, дитя!».

Плюсом же данной стилевой «солянки» стало то, что среди подобранных произведений оказались те, в которых можно и, грубо говоря, покрасоваться голосом, и проявить актерский талант и темперамент, и интеллект.

В числе названных первыми были уже упомянутые романсы Яхина и Глиэра, а также «Цецилии» Р. Штрауса и «Утро» Брамса. Здесь Дмитрий демонстрировал свои выигрышные качества — приятный мягкий тембр в p и прорывающиеся нотки драматического тенора в f; ровность регистров и хорошую школу. Но здесь же обнаруживали себя и слабые стороны: эти же «драматические нотки» казались несколько выстраданными, взятыми невероятным усилием. Доказательством тому стали несколько «надорванных» вершин в самых патетических, кульминационных эпизодах.

Наиболее счастливым в плане актерской игры оказалось исполнение знаменитого глинкинского «Я здесь, Инезилья». Живая сценка любви и ревности была разыграна безукоризненно: внешне похожий на испанца, Дмитрий «сверкал очами», ревновал, лукаво улыбался, словом, был раскован и убедителен. Чего нельзя сказать об исполнении цикла «Белых лилий звон» ростовского композитора В. Ходоша на стихи Н. Гумилева. Пафос беспросветно трагического содержания всех трех романсов до зрителя донесен не был. Причина — элементарная неуверенность вокалиста в тексте. Причем, не только в конкретном случае — практически три четверти программы вечера были исполнены по нотам, из-за чего у присутствовавших возник некоторый дискомфорт.

Исполнение фрагмента «Staccato» из «Трех сольфеджио для голоса и фортепиано» Р. Щедрина — испытание для любого вокалиста. Произведение это не только технически сложное и виртуозное, оно требует интеллектуального напряжения и понимания мелодики чисто инструментального склада. Большим подспорьем певцу послужил, разумеется, опыт скрипача, и в результате номер этот стал одним из самых запомнившихся и приятно удививших.

Настоящим партнером Д. Иванчей в тот день был студент Ростовской консерватории, лауреат международных конкурсов Юрий Кокко (кл. проф. М. П. Черных). Сомнений в том, что артисты хорошо понимают и чувствуют друг друга, не возникало.

В целом же, впечатление от концерта осталось положительное. Благодарная сценическая внешность и приятный ровный тембр вокалиста с лихвой искупали некоторые шероховатости действа и выгодно подчеркивали безусловные удачные моменты. Было заметно, что Дмитрий все это прекрасно осознает: все свои плюсы и минусы… И в его глазах читалось: «Я не волшебник! Я только учусь…»

Дарина Гегиева