Диалог музыки и молодежи состоялся успешно

С 25 по 29 октября в Ростове-на-Дону и Таганроге силами Ростовской организации Союза композиторов при поддержке Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области, Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, Ростовской областной филармонии и Ростовского государственного музыкального театра был проведен фестиваль «Музыка и молодежь: композиторы Дона и Северного Кавказа — студенчеству».

У каждого музыканта, хотя бы раз выходившего на сцену, есть свои маленькие хитрости — секреты успеха. Самый благоразумный, зная свои достоинства и недостатки, тщательно подчеркивает первые, чтобы скрыть вторые; другой же надеется на монетку в левом кармане. Но практически все без исключения знают два правила, передаваемые из поколения в поколение и почитаемые за непреложную истину: важно «хорошо» начать выступление — чтобы привлечь внимание, заинтересовать слушателя; и «хорошо» его завершить — ведь, как говорил Штирлиц устами Вяч. Тихонова, лучше всего запоминаются последние реплики диалога. И эти «правила» давно научно доказаны: таковы законы человеческого восприятия и общения.

Действительны они и в таких крупных явлениях, как фестивали. В соответствии с ними диалог со слушателями, как нам показалось, выстроили и организаторы музыкального целого фестиваля «Музыка и молодежь…», обрамив его самыми интересными и символичными событиями: концертом композиторской молодежи Ростова и симфоническим вечером их старших коллег. Так звуковой мир фестиваля составили не только достижения мастеров настоящего, но и будущего. Результат налицо — 80—90-процентная заполненность залов, столь редкая и желанная для академических концертов. Но обо всем по порядку.

Главный идеолог и устроитель фестиваля — человек, знающий об общении если не всё, то почти всё — председатель правления Ростовской организации союза композиторов, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Анатолий Цукер. За плечами — колоссальный опыт непосредственного контакта с аудиторией, приобретенный в сотнях лекций и концертов, в том числе — в возглавляемом им клубе любителей музыки «Рондо». (Кстати упомянуть, что в рамках композиторского фестиваля Анатолий Моисеевич открыл 35-ый сезон клуба!) И что не менее важно — опыт организаторский: это более десятка крупных международных фестивалей и научно-практических конференций, проведенных им на посту проректора по научной и концертной работе консерватории.

И за новое дело А. Цукер принялся со свойственной ему энергией. Полтора года, прошедшие со дня его избрания председателем, заметно оживили пришедшие в упадок дела Союза: это уже третий (как бы сейчас сказали менеджеры) проект по «продвижению» музыки ростовских и шире — южно-российских композиторов. Причем, налицо тенденция к нарастанию значимости культурного продукта и расширению территории, а следовательно и потребителя. Ровно год назад это был лишь один концерт в рамках фестиваля мастеров искусств «Мир Кавказа»; спустя полгода, совместно с усилиями консерватории был проведен первый конкурс на лучшее исполнение музыки ростовских композиторов, по некоторым (неуточненным) данным, не имеющий аналогов в России. И вот теперь — полномасштабный, солидный фестиваль.

Итак, каковы же были задачи и содержание состоявшегося события? Иначе говоря, чей диалог, с какой целью и как А. Цукер организовал на сей раз? Ответ на вопрос чей дальше чем в названии фестиваля искать не приходится: это диалог музыки — в лице композиторов Юга России и молодежи, представленной студенчеством Ростова и Таганрога. Цель — расширение кругозора, слухового багажа молодежи музыкой своих земляков и ближайших соседей; ну и, конечно, попытка восстановить утерянные в постсоветское время контакты между композиторскими объединениями региона. А вот вопрос как — самый сложный: это вопрос формы, содержания и их взаимодействия.

Формы диалогов были весьма разнообразны. В хрестоматийной триаде композитор—исполнитель—слушатель роли не были зафиксированы накрепко. Подавляющее большинство исполнителей составило музыкальное студенчество; но практически в каждом концерте в одном-двух номерах за роялем можно было увидеть автора.

Что касается формы фестиваля — вот некоторые факты и цифры. Афиши и буклет возвещали о том, что в течение пяти вечеров (25—29 октября) на пяти концертных площадках (в Ростове — Малый зал консерватории, Большой зал филармонии, Камерная сцена Музыкального театра, Дом актера, а также Концертный зал Таганрогского музыкального колледжа) прозвучит порядка 35 камерных и симфонических сочинений 26 композиторов из 6 городов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Владикавказ, Краснодар, Махачкала, Нальчик).

Заведомо было понятно, что не все эти 35 произведений являются шедеврами, будут вспоминаться потомками и оставят след в истории. Такова специфика фестиваля современной музыки как жанра. Хорошо, если в памяти останутся два-три из них. Но оттого только интереснее быть свидетелем живого процесса «написания» истории музыки; окончательно акценты расставит время, но каждый для себя с удовольствием может поучаствовать в первом — личном — туре отбора.

С этой целью вернемся к выбранным нами концертам, в которых, напомним, прозвучала камерная музыка молодых композиторов и симфонические сочинения «старших» (в исполнении РАСО под руководством засл. деятеля иск. РФ, проф. А. Гончарова). Так, наиболее яркими (и потому лучше запомнившимися) показались четыре произведения — два в каждом вечере. Интересно отметить, что четыре фамилии их авторов-ростовчан также объединяются по две «на расстоянии» по принципу «учитель—ученик», точнее, ученица. А что еще любопытней, музыка молодых авторов рельефнее очертила стиль, особенности мышления своих наставников (что отнюдь не сделало сочинения первых уменьшенными копиями творений вторых). Оно и понятно: передавая накопленные поколениями объективные знания, вольно или невольно пропускаешь их сквозь призму личного восприятия; делаешь акцент на том, что важно для тебя.

Так, мышлению В. Ходоша свойственны ясность, гармония формы и, соответственно, языка, вовсе не означающие разрыва с современной музыкой. Наоборот, музыка композитора свежа, актуальна и понятна одновременно — редкий нынче набор качеств; и это то, чему он учит. Такова была прозвучавшая на фестивале первая часть скрипичного концерта, написанного В. Ходошем около сорока лет назад и представленного вечером 29 октября в новой, переработанной редакции. С передачей напряженного тонуса части солировавший студент консерватории, лауреат международного конкурса Н. Аверичев, оркестр и дирижер справились, в целом, успешно. Лишь в некоторых фрагментах досаждали явные нарушения общего ансамбля и баланса; но разобрать, что и с чьей стороны было тому причиной — волнение или увлеченность, солиста или дирижера, либо все сразу, — было невозможно: десять минут пролетели на едином дыхании.

Таково было и трио «Мадридская фантазия» Э. Коргуевой, ученицы В. Ходоша. Это сочинение стало первой из двух кульминаций концерта-открытия: несмотря на несколько не дотягивающее до композиторского темперамента исполнение (Татьяна Колпикова, Рашид Рашидов, Юрий Воронюк), зал пришел в восторг и многократно «бравировал» автора.

Второй же вершиной стала завершившая вечер «Странная сказка» — театральная сценка А. Шевченко на стихи В. Высоцкого. Вместе с Александрой, исполнявшей партию фортепиано, на сцене был скрипач А. Абрамов; но все внимание в течение трех-четырех минут, которые длилась сценка, было приковано к вокалисту — любимцу ростовской публики, колоритному басу Ю. Алехину, заслужившему репутацию замечательного актера. Обращение композитора-академиста к творчеству В. Высоцкого необычно само по себе и поставило перед молодым автором нелегкие задачи, но А. Шевченко удалось найти сатирическому стихотворению поэта оригинальную, хотя, казалось бы, и очевидную музыкальную форму, связанную с шостаковической традицией воплощения подобного содержания.

Поиск нетривиального литературного источника, шире — акцент на содержательности искусства — вот то, что прививает своей ученице А. Хевелев. Импульсом к созданию его фортепианного концерта стало эссе священника Анатолия Жураковского под названием «Иуда». А, как следствие, содержанием музыки — нравственно-этические, религиозно-философские проблемы, волнующие автора и солиста в одном лице.

Чтобы создать более полное представление о концерте-кульминации фестиваля, нужно сказать, что в исполнении РАСО — не всегда безукоризненным, но достаточно уверенном — с неизменным на протяжении всего вечера восторгом публика встретила также наполненные сквозным симфоническим током композиции Ю. Машина (триптих «Преображение», 1 часть; Ростов-на-Дону) и А. Макоева (поэма «Театр»; Владикавказ); и эффектные сюитные сочинения признанных знатоков оркестра — ростовчанина Л. Клиничева («Свадьба», «Песня», «Вальс» из оперы «Драма на охоте») и краснодарца Вл. Чернявского (фрагменты из сюиты «По шелковому пути»).

Подводя итог сказанному, можно заключить, что со всеми поставленными благородными задачами фестиваль справился. И то, что он заставил хотя бы одного очевидца свидетельствовать о себе с пристрастием — тому доказательство.

Дарина Гегиева