Жизнь, смерть и любовь

Юбилейный вечер Валерия Хлебникова на сцене Ростовской филармонии

Внешне дирижер — это лидер, «руками водящий людей за собой»,
а изнутри — тайна совместного сотворения чуда…
В. Хлебников


Жизнь, смерть и любовь — три нетленных сюжета бытия. Эти извечные темы волнуют умы и сердца человечества не один десяток веков. Именно они легли в основу художественного замысла концертной программы, посвященной 60-летию художественного руководителя и главного дирижера Национального симфонического оркестра Республики Северная Осетия-Алания, народного артиста России, профессора Валерия Хлебникова, состоявшегося 19 ноября 2011 года в Большом зале Ростовской областной филармонии.

Прозвучали три шедевра русской классической музыки XX века, много лет по разным причинам не исполнявшиеся в нашем городе. Трагедия и страсть роковой любви нашли свое отражение в «Кармен-сюите» Р. Шедрина, вечный безжизненный покой «Острова мертвых» С. Рахманинова заставил задуматься о неизбежном конце нашего существования, а «Поэма экстаза» А. Скрябина, воспев хвалебную песнь искрящейся жизни и ослепительному небесному свету, стала «светом в конце туннеля».

Есть в программе и логика внутренняя: ни для кого не секрет, что Рахманинов и Скрябин были очень дружны в юности, и видеть их сочинения рядом не удивительно. Связи с музыкой Щедрина, наверное, можно отыскать в недрах жанра: черты концертности, присущие «Кармен-сюите», равно, как и «Поэме экстаза» (в первом случае солисты — ударные, во втором — медные духовые), придали общей композиции некую арочную симметрию.

В одном из интервью в преддверье своего дня рождения маэстро признался: смысл юбилейных дней он видит в том, чтобы посмотреть на свою жизнь «с высоты птичьего полета». Наверное, именно это стремление подвести предварительные итоги, дать оценку самому себе, возможно, стало причиной выбора такой музыки в столь знаменательный день.

Действительно, чтобы охватить масштабы бурной творческой деятельности Валерия Хлебникова, стоит бросить на нее «взгляд сверху». К профессии дирижера он, выпускник Ленинградской консерватории по классу гобоя, впервые обратился в 1996 году и получил второе образование в Ростовской консерватории по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе знаменитого профессора Равиля Мартынова. И влюбился в нее на всю жизнь. В этой роли музыкант со знанием дела, как изнутри, так и снаружи, обрел себя в полной мере.

К этому моменту маэстро уже имел опыт работы в качестве артиста симфонического оркестра Ленинградской филармонии под руководством Ю. Темирканова и филармонии Ростовской, художественного руководителя и солиста ансамбля «Камерата», с которым объездил множество стран Европы.

Интересно, о чем думал он в этот юбилейный вечер в последние секунды перед ауфтактом — высокий, статный, широкоплечий, замерев на миг на сцене перед оркестром?

Мгновение — и весь зал наполнился звуками вступления бесподобной «Кармен-сюиты». Наиболее удачно прозвучали динамичные, стремительные части партитуры. В этом безусловная заслуга блестяще проявившей себя группы ударных во главе с лауреатом Всероссийского конкурса профессором А. Кротовым. Упругие, отточенные ритмы, вздымающиеся из самых низов в «Тореро» и в Финале достойны восхищения. К сожалению, в лирических, медленных фрагментах оркестр казался бездыханным, струнным будто не хватало тонкости агогических нюансов. Максимального баланса оркестр достиг в исполнении фрагмента с триольной темой финала второго действия из «Кармен». Плотное, энергичное, красочное звучание струнных в ансамбле с ударными заметно оживили общее впечатление.

Исполнение «Острова мёртвых» стало показом оркестра солистов, достойного похвалы: глубокие, насыщенные соло виолончели, воздушные пассажи флейты, и конечно гобой, что не удивительно, ведь за пультом стоял мастер игры на этом инструменте. Оркестр стал более цельным, чем в предыдущем номере, взбодрились и струнные.

Апогеем вечера стала «Поэма экстаза». Из краткой закулисной беседы с маэстро выяснилось, что он исполнял это сочинение в Ростове более десяти лет назад, на заре дирижерской карьеры. И как он сам признается, не очень успешно. Но сегодня звезды расположились счастливо. Как и положено, мощно, экспрессивно, звучали медные. Все музыканты, казалось, слились в едином порыве. Блестяще справился с сольной партией трубы лауреат международного конкурса Андрей Борзенко: чистейшая интонация, гибкость интонирования, подвижная динамика — браво!

Наверное, не случайно именно это сочинение теперь далось маэстро удачнее всего. Именно «Поэма экстаза» в свое время была, что называется звездной «фишкой» его учителя, Р. Мартынова.

Такая масштабная программа под силу далеко не каждому коллективу. И, несмотря на некоторые оплошности, нужно отдать должное Ростовскому академическому симфоническому оркестру, и конечно дирижеру, в руках которого так взволнованно билось сердце этой музыки.

Гаянэ Мелик-Тангиева