«Ростовчане бывшими не бывают»

Знаменательным событием в музыкальной жизни нашего города стало выступление Ростовского академического симфонического оркестра (2 марта 2013), за пультом которого стоял его художественный руководитель и главный дирижер Александр Поляничко. Вечер украсил своим участием молодой скрипач Никита Борисоглебский, ныне один из самых ярких музыкантов страны. Юность обоих героев концерта связана с Ростовом, и для сегодняшних ростовчан это важно: в переполненном зале, с огромными букетами цветов в руках, присутствовали преподаватели, студенты и учащиеся учебных заведений, большая делегация из Волгодонска, с родины солиста, любители классической музыки, наконец, те, кого привели за ручку.

А завершился вечер неожиданно. Властным жестом прервав овации, маэстро обратился к слушателям с краткой темпераментной речью. «Без единой афиши в городе вы пришли на концерт. Это работает «сарафанное радио». Представьте себе, если бы у нас были вовремя сделаны афиши, было бы место, куда их повесить, если бы у нас был сайт, на котором вы бы смогли посмотреть информацию, не выходя из дома… Мы бы могли в миллионном городе легко сыграть два концерта с этой программой. У нас на это, наверное, когда-нибудь найдутся средства. И на хорошую акустику в зале, и на приглашение ведущих артистов. Расскажите об этом по «сарафанному радио» всем, кто дружит с нашим коллективом...»

Никита Борисоглебский родился и вырос в Ростовской области, окончил Ростовское училище искусств. В свои 27 лет скрипач успел многого достичь: стать обладателем множества наград, в возрасте 14 лет (!) был уже в числе студентов Московской консерватории в классе народного артиста СССР Э. Д. Грача, а в 18 лет стал солистом Московской филармонии! Информация, представленная в буклете, впечатляла, на многочисленных фотографиях он изображен вместе И. Ойстрахом, М. Венгеровым, Г. Кремером, Р. Щедриным, Ю. Симоновым, М. Плисецкой, Б. Березовским…

Открывался концерт вступлением к опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Исполнение вызвало неоднозначные эмоции. «Бесконечно нежные, тонкие линии», по описаниям самого Вагнера, прозвучали с какими-то призвуками и большой настороженностью. Тем не менее, были динамические контрасты, единое монолитное звучание оркестра, выпуклая драматургия с сочной кульминацией.

Знаменитый концерт Яна Сибелиуса сегодня стал чуть ли не рядовой частью репертуара многих скрипачей. Однако в творческой биографии Борисоглебского он занимает особое место. В 2010 году музыкант получил первую премию на конкурсе им. Яна Сибелиуса в Хельсинки, а также приз за лучшее исполнение этого сочинения. Скрипач с первых же тактов вовлек слушателей в стихию романтических образов. Поразил тембр скрипки. Как выяснилось, инструмент является творением одного «очень хорошего немецкого мастера». А смычку, как утверждает Борисоглебский, более 250 лет и его производитель – знаменитый французский мастер Франсуа Турт! Игра музыканта отличалась ясностью, чистотой. Выразительная фразировка, яркие контрасты – интонационные, динамические – делали игру очень живой. Филигранная техника всегда подчинена идейному замыслу произведения. Ясно прослушивались полифонические пласты, в какие-то моменты казалось, будто ведется диалог двух исполнителей: нежное колыхание высоких трелей с одновременно экспрессивно звучащими интонациями в нижнем регистре производили неизгладимое впечатление на слушателей. Удалось всё: и романтический порыв, и философско-созерцательная лирика, и прихотливая упругая ритмика.

Игра Борисоглебского — удивительное сочетание простоты, утонченности, деликатности с пылкостью и искрометностью. Музыканту не свойственно, как это сейчас модно не только на эстраде, но и в классической музыкальной среде, эпатировать публику. Его манера исполнения и внешний вид вполне академичны, что у многих слушателей вызвало восхищение. Игра же оркестра была менее эмоциональной и выразительной. На лицах многих оркестрантов читалась полная атараксия. Передачи мелодических линий от солиста к оркестру не всегда отличались плавностью переходов. Оркестр часто затормаживал движение, хотя дирижер пытался хоть как-то «встряхнуть» музыкантов.

На бис скрипач исполнил знаменитый 24-й каприс Паганини. Здесь никто не сковывал его свободу, не мешал демонстрировать блеск и виртуозность игры. Но если быть предельно строгими к качеству звучания, то стоит отметить, что маленькие шероховатости все же допускались. В некоторых вариациях (например, в 1-й и 4-й) казалось, что пассажи игрались по инерции, терялась четкость артикуляции. Тем не менее, в целом игра скрипача была очень выразительной и эффектной.

Во втором отделении прозвучала Третья симфония Сергея Прокофьева — одно из наиболее экспрессивных, напряженно драматических произведений композитора, оригинально оркестрованных и в то же время глубоких по содержанию. Четырехчастная симфония написана на тематическом материале оперы «Огненный ангел», отсюда — прямые образные ассоциации с оперой и яркая театральная зримость оркестрового сочинения. Произведение не так часто можно услышать на академической сцене, хотя музыка эта яркая и запоминающаяся. Большая заслуга дирижера в том, что он, несмотря на значительную сложность партитуры, внес симфонию в репертуар нашего оркестра. Из всех произведений, исполненных в этот вечер оркестром, симфония прозвучала более убедительно и эмоционально. Возможно, музыканты, наконец, разыгрались. Тем не менее, отрывистые фигуры у струнных в скерцо звучали интонационно и в плане ансамбля неточно. В той же части не удались неистовые глиссандо. В четвертой части, траурном марше, состоялось попадание в образ. В какие-то моменты представлялось, как на тебя наступает и обрушивается грозная фатальная сила.

Звучание оркестра оставляет желать лучшего. Но теплится надежда, что, как сказал Никита Борисоглебский, «благодаря работе дирижера Александра Поляничко, в скором времени оркестр, все-таки, зазвучит, как следует». Дирижер максимально выкладывается на репетициях и концертах. Он заинтересован не только в достижении высокого профессионального уровня звучания оркестра, но и в поднятии культуры Ростовской области, о чем свидетельствовала его выше процитированная речь. Но для достижения этой цели хватит ли только его сил, его стремления и его самоотдачи? Может, все-таки, нужна еще чья-то помощь?

Диана Локотьянова