«Аида» в Ростове: только один раз!

Имя Джузеппе Верди известно во всем мире. Оно стало настоящим брендом Италии. В 1990-е годы даже шли споры о том, чтобы гимном этой страны был «Va', pensiero» — хор из третьего акта оперы «Набукко». В этом году во многих странах отмечается 200-летие со дня рождения великого композитора. Россия – не исключение. Во многих городах проводятся мероприятия, посвященные этой дате. В Ростове-на-Дону также прошли концерты в музыкальном театре и филармонии, а консерватория провела научную конференцию и представила концертное исполнение одной из самых известных опер композитора – «Аиды».

Вечером 30 апреля здание консерватории опустело. Не удивительно: в это время в зале Дома офицеров шла «Аида». Это масштабное произведение было осуществлено силами студентов: симфоническим оркестром, солистами и хором вокального факультета. Инициатором и режиссером-постановщиком выступил народный артист Республики Беларусь, и. о. профессора Владимир Экнадиосов.

Началось все со вступительного слова доктора искусствоведения, профессора Анатолия Цукера. Заинтриговав присутствующих, он провел мощную рекламную акцию предстоящего действа, а также кратко изложил содержание оперы.

Оперу сократили, разделив на два отделения. В первом разыгрывалось первое действие, во втором – третье и четвертое. Триумфальный марш Радамеса звучал как вступление ко второму отделению. На задник с помощью проектора выводились картины египетской тематики. Это, пожалуй, единственное напоминание о месте действия. Наряды участников почти совсем не напоминали о Древнем Египте. Только Верховная жрица была в золотых одеждах, стилизованных под эпоху фараонов, остальные артисты ограничились классическими костюмами и вечерними платьями. Но концертная постановка это и предполагает.

Основное внимание приковали к себе исполнители главных партий. Аида лауреата международного конкурса Анны Шаповаловой была прекрасна. Сильный голос в сочетании с эмоциональность исполнения и сценического поведения создали яркий образ. Александр Нестеренко, певший Радамеса, – студент первого курса, но своего героя он представил в лучшем свете. Его красивый голос и выразительные позы помогли изобразить настоящего полководца и пылкого влюбленного. Еще одна участница любовного треугольника – Амнерис в исполнении Ольги Нестеровой – тоже заслуживает похвалы. Ей удалось передать всю гамму чувств своей героини. Но из-за того, что многое приходилось петь из глубины сцены, некоторые реплики терялись. Не вполне раскрыт Антоном Байбаковым образ Амонасро. Его не очень громкий голос матового тембра не смог прорезать звучность оркестра. Попросту говоря, временами его не было слышно.

Хочется также отметить в постановке воплощение искусства Терпсихоры. Самая развитая танцевальная роль принадлежала Эльмире Джафаровой в роли Верховной жрицы. Она не только продемонстрировала качественный вокал, но и выразительно исполнила ритуальный танец, поставленный балетмейстером Денисом Козловым.

Хоровые сцены нельзя отнести к крупным удачам вечера. Малочисленный мужской хор пел невыразительно и блекло. Хористы своей позой больше походили на секьюрити. Женский хор звучал сочнее и хорошо двигался по сцене (хормейстер – студентка четвертого курса Татьяна Алхимова). Оркестр под руководством и. о. профессора Юрия Машина был полноправным участником происходящего, чутко следовал за солистами.

В целом, концертно-сценическая постановка по страницам оперы удалась, собрала полный зал и вызвала заслуженный горячий прием.


На снимке Веры Волошиновой – сцена из спектакля

Ирина Маяцкая