Олег Аккуратов: из классики в джаз и обратно

Многим из нас имя 24-летнего пианиста Олега Аккуратова уже знакомо. Так случилось, что природа лишила его возможности видеть, но компенсировала это тем, что одарила его незаурядными музыкальными способностями, ставшими проявляться уже в четырехлетнем возрасте. С детства Олег не раз был объектом внимания крупных музыкантов, прессы и телевидения. О нем рассказывали как о чудо-ребенке, а сегодня называют гением. В настоящее время молодой артист уже успел заявить о себе музыкальному миру, представ в равной степени ярко в двух совершенно разных стилях – академическом и джазовом. Олег имеет награды и достижения в обеих областях, и сегодня ему ничего не стоит получить Гран-при на Международном конкурсе молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону (ноябрь 2012), а спустя две недели одержать победу на сложнейшем международном академическом конкурсе в Москве «Путь к мастерству». На данный момент он является студентом третьего курса Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова в классе заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Самуиловича Дайча.

30 апреля состоялся первый сольный концерт Олега Аккуратова в Большом зале Ростовской государственной филармонии. Нетерпение публики все нарастало из-за затянувшегося начала – поджидали слушателей, застрявших в автомобильных пробках. И вот уже в переполненном зале, после вступительного слова В. Дайча, представившего своего выдающегося ученика, пианист вышел на сцену.

Программа вечера в двух отделениях включала самые знаменитые сочинения композиторов эпохи классицизма и романтизма – Моцарта, Бетховена, Шопена и Листа. С первых же прикосновений музыканта к клавишам рояля изумила его культура звука, «шопеновское» прикосновение: пальцы глубоко погружались в клавиатуру, словно были неразрывно с ней связаны, отчего игра становилась чрезвычайно певучей. Возможно, именно по этой причине все второе отделение концерта было отдано музыке Шопена. В нем было представлено более половины фортепианных жанров, в которых работал польский композитор: ноктюрн (ми-бемоль мажор, ор. 9 № 2), полонез (ля-бемоль мажор, ор. 53), этюды (ор. 10 – №№ 3 и 4), баллада фа мажор и скерцо до-диез минор (ор. 39).

Соната Моцарта ре-мажор (KV 576), открывшая первое отделение концерта, прозвучала в стиле – очень изящно и легко. Безупречная фактурная чистота в целом характерна для игры музыканта. В последовавшей за ней «Аппассионате» Бетховена не хватило открытого драматизма. У Олега исполнение получилось более деликатным, хотя драматургически прозвучавшим достаточно убедительно. Медленные вторые части этих двух сочинений поразили ясностью и текучестью мысли музыканта. Казалось, что прервать процесс размышления не может никто и ничто. Сосредоточенно досказывалось каждая фраза, каждый мотив. Это звучало очень естественно и просто, без какого-либо внешнего напряжения и преувеличенных эмоций, одухотворенно и осмысленно. Слушателям оставалось только повиноваться и, временами отставая, идти вслед за этой размеренной мыслью, направление которой пианисту было уже с самого начала известно. Именно в такие минуты, погружаясь в мир абсолютной безмятежности и внутренней гармонии, понимаешь, как никогда, выражение «слиться с природой».

Начало баллады по мягкости и кротости звука схоже с исполнением знаменитого пианиста И. Погорелича. Благодаря тому, что предельно «дослушивались» окончания, после первого крупного лирического построения внезапным стало вторжение в музыку контрастного драматического образа. Паузы здесь то словно повисали в воздухе и дышали, то с ростом напряжения несли большую смысловую нагрузку. Пианист показал, что не только звуки, но и тишина способна о многом рассказать.

Интересно было послушать в исполнении Аккуратова пафосного и чувственно-экзальтированного Ф. Листа (звучала Двенадцатая Венгерская рапсодия). Обычно танцевальную мелодию второго раздела играют интонационно выпукло, как бы ритмически заостряя, чтобы подчеркнуть ее яркий национальный колорит. Здесь же интонации были более сглажены, но от этого они не теряли своей прелести и звучали свежо. В этом сочинении у пианиста была просто ювелирная мелкая техника. Пассажи звучали точно рассыпавшийся бисер – очень хрупко и легко. Лист в его исполнении приобрел новый облик.

Бывает, что исполнитель в своей игре демонстрирует излишнюю эмоциональность, или другую крайность – сухой рационализм. Олег Аккуратов находит «золотую середину», залогом чему – чувство меры и художественного вкуса. Игра, посадка, движение мысли – все очень органично и естественно.

После прозвучавшей академической программы некоторые просвещенные слушатели, видимо, уже не раз бывавшие на концертах с участием этого музыканта, не сдержавшись, выкрикнули: «Джаз!». Но вопреки их ожиданиям, пианист исполнил Прелюдию и фугу ми минор из второго тома ХТК Баха. Буквально сразу, за последним аккордом фуги, без снятия рук с клавиатуры стремглав раздался «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Этот неожиданный эффектный переход позабавил многих, хотя для кого-то, может, так и остался незамеченным.

Небольшой джазовый концерт, едва ли не вылившийся в «третье отделение» концерта, все же состоялся. Игра музыканта сочеталась с его пением. Как оказалось, Олег обладает приятным мягким голосом. Поразило чистое произношение английской речи. В остроумных вокальных импровизациях прослушивались слоги, переходящие из английского языка на имитацию кудахтанья вроде «ко-ко-ко» и на подражание фонемам других языков, например, французского, что вызвало бурный восторг аудитории.

Концерт длился почти три часа, но усталости публика не ощутила. Артист наделен еще одним несомненным талантом – умением чувствовать атмосферу зала, общаться с публикой посредством музыки. Уже ближе к девяти вечера, как бы тонко намекая слушателям на этот факт, Олег исполнил импровизацию на всем известную тему колыбельной из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», сопровождавшуюся шквалом аплодисментов. После чего пианист поклонился, снова вернулся к инструменту, и… нет, уже не заиграл, а демонстративно закрыл крышку рояля, показав своим красноречивым жестом, что концерт подошел к концу.

У такой неординарной личности как Олег Аккуратов все выходит за рамки сложившихся стереотипов. К примеру, слушатели стали очевидцами академического концерта, превратившегося в джазовое представление. На этом вечере было место всему: философским размышлениям и тонкой лирике, творческой фантазии и забавным юмористичным выходкам солиста. Вот только хочется, чтобы гений этого музыканта озарял и окрылял сердца как можно чаще и как можно большего количества слушателей.

Диана Локотьянова