Волшебник Миша... Браво!

Кажется, сегодняшнего ростовского любителя академической музыки мало чем можно удивить: частые концерты на разных площадках города, наличие всемирной паутины, предоставляющей для желающих колоссальную базу с лучшими музыкантами планеты, да и факт территориальной близости со столицей нельзя не учесть. Но даже в столь развитой музыкальной инфраструктуре периодически появляются такие величины, творчество которых заставляет почувствовать себя слушателем неискушенным, ребенком, которого за руку ведут в этот ещё совсем неизведанный и новый мир музыки.

Этот субботний вечер (26 декабря 2013 года) в филармонии отличался тем, что перед концертом состоялось открытие мемориальной доски в честь Леонида Каца, дирижера, возглавлявшего ростовский симфонический оркестр в течение 22 лет. Собственно, его памяти и был посвящен этот вечер, программу для которого подобрала Дина Кац, та, которая лучше всех знала о музыкальных пристрастиях супруга. За пультом – Миша Кац, продолжатель дела легендарного отца, смелый дирижер, представивший публике спелые плоды русской музыки в своем тонком, искусном прочтении.

Вечер выдался поистине волшебным и главным волшебником оказался Миша. Начав с яркой, полётной увертюры к «Руслану», которая превратилась, как по повиновению волшебной палочки, в ещё более фантастическую и красочную, он перешел ко Второму фортепианному концерту Рахманинова, который, на контрасте, прозвучал ещё более чувственно и трепетно. После первого визуального контакта солиста Тимура Сергиеня и дирижера стало понятно, что они находятся в слаженном музыкальном тандеме, их творческое видение направлено в одном и том же направлении. Разумеется, результат такого единства оказался предсказуемым – в открытом rubato вожди оркестра подробно и очень плавно, эмоционально тонко и легко «вошли» в кульминации, полностью раскрыли тихие вершины сочинения, не предоставляя возможности зрителям «выдохнуть» между частями, связали всё в неделимое целое, ровно так, как и задумал автор бессмертного шедевра.

Казалось, вершинной точки первого отделения уже нельзя было превзойти, тем более в соединении двух разных интерпретациях Шекспира. Что может быть сложнее, чем пережить и передать на сцене всю печаль, трагичность сюжета английского драматурга в видении двух совершенно разных, но соизмеримо талантливых художников? Живые и настоящие, шутливые и озорные, меланхоличные и экспрессивные образы трагедии «Ромео и Джульетта» ожили на сцене, и было слышно, как Миша Кац рассказывал в произведениях Прокофьева и Чайковского об одном и том же, но разными голосами. Приближаясь к трагическим развязкам в обоих произведениях, он, следуя «на поводу» у эмоций, воссоздал театральное действо, в котором дирижерская палочка превращалась в холодное оружие, разрушавшее счастье главных героев драмы.

Невозможно передать те эмоции, в которых пребывал зал. Еще некоторое время понадобилось слушателям, чтобы выйти из состояния массового гипноза, в которое ввел талантливый, харизматичный музыкант.

Предваряя концерт, ведущий – профессор Анатолий Цукер, предупредил, что этот вечер запомнится всем присутствующим, останется в памяти навсегда. Столь громкое заявление лишь после окончания концерта возымело силу. Зал встал, и, желая биса, аплодисментами не отпускал маэстро. А он, утомленный, не имеющий больше физических сил для продолжения, вытер лицо платком, и со своей детской непосредственностью подхватил концертмейстера «под ручку» и увёл со сцены. ХитрО! Браво!

Лаура Биркая