Интерес приходит во время игры

Кто формирует культуру — публика или люди, для которых искусство это профессия? Для Ростовского музыкального театра сложно представить элитарный вечер, но в полупустом зале. Выпуская очередную программу в свет, художественное руководство в большинстве случаев ориентируется на предпочтения публики. Тем не менее, состоявшийся в воскресенье (1 декабря 2013) симфонический концерт выходит за рамки привычного. Его программу нельзя назвать популярной. Всегда вызывающие слушательский интерес «ходовые» произведения Моцарта, такие как, например, 40 симфония, «Свадьба Фигаро», Реквием, в этот вечер были исключены из поля зрения. Их место на сцене заняли другие не менее интересные сочинения австрийского композитора.

Аккуратно развернув музыкальное полотно, словно обертку вкусного десерта, музыканты преподнесли слушателям увертюру к опере «Милосердие Тита», три концертные арии, Adagio из дивертисмента си-бемоль мажор и до минорную мессу. Исполнение такого «незамыленного» репертуара представляет собой весьма сложную задачу, но главный дирижер — заслуженный артист России Андрей Аниханов превосходно справился с ней. Концерт прошел на «ура» благодаря бессмертному величию музыки, удачному исполнению, яркому сценическому оформлению.

Подобный вечер — еще одно свидетельство просветительской работы театра. Более глубокому погружению в классику способствуют его технические и творческие возможности. Бегущая строка с русскими субтитрами в оперной постановке, красочные и весьма информативные буклеты, которые можно за энную сумму приобрести в фойе, все это поясняет зрителям то, о чем сами они вряд ли бы смогли догадаться. Как результат популяризации — билеты всегда раскуплены почти подчистую. Все довольны: публика охотно ведет светский образ жизни, а театр воспитывает дух и культуру людей.

Концерт, имеющий название «Посвящение Моцарту», сопоставил в двух отделениях театральные и духовные сочинения композитора. Благодаря пожеланиям меломанов, вновь прозвучала месса до минор, уже исполненная в прошлом сезоне, и ряд премьер. Сочинения, составившие первое отделение, могут исполняться в любой концертной программе. Но, оказавшись рядом и «реагируя» друг на друга, они дают новый результат — театральность и яркость воздействие музыки Моцарта.

Ростов впервые посетили концертные арии Моцарта «Bella mia fiamma», «Mia speranza adorata Vorrei spiegarvi, oh Dio». Восхождение партитур к пюпитрам музыкантов началось с поисков в старых стенах Петербурга и на бескрайних просторах Интернета, а некоторые отсутствующие партии даже пришлось дописывать.

Обращаясь к истории, можно вспомнить, что концертные арии нередко создавались для демонстрации виртуозности конкретного исполнителя. Две из трех исполненных в концерте итальянских арий написаны для сестры Констанцы Моцарт — Алоизии Ланге, бывшей возлюбленной композитора. Музыка прекрасно впитала несбывшиеся надежды Вольфганга Амадея, а в роли звезды его сердца в этот вечер выступила солистка музыкального театра Наталья Дмитриевская. На сцене она была, как всегда, блистательна. Ее превосходный вокал подчас перекрывал звучание целого оркестра. Несмотря на то, что постоянно падающий в ноты взгляд вряд ли способствует свободе исполнения, солистка подтвердила свой статус великолепной техникой исполнения арий. Поскольку необъятный диапазон звучания выходит за привычные для слушателя рамки, сопрано Дмитриевской могло служить хорошим примером для изучения тембральных переходов. Особенно сладко в ее исполнении прозвучала знаменитая «Аллилуйя» на бис. Безупречность виртуозных фиоритур напомнила моцартовскую эпоху, когда певец на сцене становился и демоном, и Богом.

Стихия театра, безусловно, проникает и в духовные сочинения Моцарта, так что в исполненной мессе связь между ней и сценической музыкой налицо, и Аниханов заметно подчеркнул эту связь. Перед яркими софитами предстали четыре ярких тембра. Марианна Закарян, Роза Коткеева, Александр Нестеренко и заслуженный артист России Александр Мусиенко воплотили на сцене потрясающей красоты произведение. Немалый энтузиазм в исполнении проявил хор, своей активностью оттеняя номера солистов. Активно включенная в процесс исполнения цветовая и световая техническая составляющая переносила акцент с одного пласта на другой — от солистов к хору, от театрального драматизма частей к небесной чистоте и возвышенности. Ближе к сцене, нежели к церковной службе выглядели открытые нецеломудренные платья исполнительниц.

Монументальное вокально-симфоническое полотно снискало повторный успех. Остается дожидаться предстоящей встречи с аналогично подобранной программой. Концерт под названием «Путешествие в Италию» намечен на 7 февраля 2014 года.

Марина Нестерова