Театр правды

Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!
Готхольд Эфраим Лессинг

Профессор Виолетта Юрчук поставила перед студентами своего класса камерного пения сложную задачу – воплотить вокальные сценки Мусоргского, Свиридова и Шостаковича. Да, выбор пал на трудные произведения! Эту плеяду композиторов связывает преемственность традиций камерно-вокального стиля: стремление к выразительному и правдивому следованию за словом, театрализация песни-романса, самобытность музыкального языка. Психологически глубокие и сценически выпуклые образы требует от певцов незаурядного мастерства, филигранной работы, которую можно сравнить, пожалуй, с деятельностью ювелира.

Театр вокальных «картинок», как определял свои песни Мусоргский, предстал перед нами в понедельник под вечер (24 марта 2014) и начался он с цикла «Детская». Показать тонкий внутренний мир ребенка вдвойне непросто. Для этого взрослому исполнителю нужно вспомнить, как это – быть маленьким, когда мир воспринимается с наивностью, чистотой и доверчивостью. Обладательница сочного сопрано Екатерина Каковкина превосходно перевоплотилась в образы и провинившегося Ребенка, и наигранно строгой Няни. Ее живая мимика помогала этим перевоплощениям, например, в мальчика, испугавшегося жука, или стоящего в углу и придумывающего на ходу оправдание своим проказам. Екатерина раскованно держится на сцене, свободно обращается со своим голосовым аппаратом. Абсолютно точным было попадание в образ и ситуацию в сценке «На сон грядущий»: девочка, которая хочет побыстрей лечь спать, сначала четко декламирует слова молитвы, а под конец она превращается в скороговорку.

Артистичны, каждый по-своему, Владимир Басов, исполнивший сценки «Козел» и «Светик Савишна», и Марина Киртадзе, воплотившая трагический образ женщины в «Гопаке» Мусоргского. Владимир явно одарен и актерским талантом и глубоким баритоном, однако в его исполнении присутствовала некоторая суетливость, из-за которой он иногда глотал окончание фраз. Совсем другое впечатление произвела Марина. Ее меццо-сопрано при обрисовке колоритного портрета непринужденно переходило от одного настроения к другому: ее героиня представала то лиричной, то лукаво-игривой, то недовольной, то надрывно-трагичной.

В этот маленький театральный спектакль не вполне вписались некоторые вокалисты, которые обладают хорошими природными данными, но пока не целиком овладели своим голосовым инструментом и сценическим мастерством. Речь идет о Артеме Агафонове и Вадиме Бабичуке, которых поставили петь в дуэте, что было невыигрышным решением. К тому же, они не смогли соизмерить силу голоса с размерами помещения. Создалось ощущение, что мы находимся на состязании певцов, которые должны «перепеть» друг друга! К сожалению, по этой причине не удалось в должной мере насладиться песнями Свиридова на стихи Есенина из цикла «У меня отец крестьянин».

Своеобразным апогеем театрального вечера стал «Антиформалистический раёк» Шостаковича. Напомню, что это сочинение продолжает сатирические традиции Мусоргского и является наследником его «Райка». Оно пародирует выступления партийных лидеров на заседании, поэтому, созданное, в основном, в 1948 году, относится к числу произведений, которые пишутся, так сказать, «в стол». Первый раз эта своего рода мини-опера была исполнена лишь 1989 году.

Пожалуй, у большинства слушателей возникал вопрос: сможет ли Тимофей Вершинин воплотить роли трех персонажей? Ведущая концерта – кандидат искусствоведения, доцент Наталья Мещерякова – подчеркнула, что вокалист является «гордостью кафедры». И Тимофей еще раз доказал справедливость этой характеристики. Артист нашел для каждого оратора свою «изюминку»: для Единицына – курительную трубку и грузинский акцент, для Двойкина – более патетичный распевный характер реплик, для Тройкина – приподнятую, гимничную манеру высказывания, при простоватом, бытовом музыкальном сопровождении. Этот номер можно смело назвать «театром одного певца», ведь Тимофей мастерски перевоплощался. Уходя за сцену в одной роли, он тут же возвращался уже в другой. Живая мимика, мягкий, бархатный бас, четкая дикция, широкая шкала динамики – все это работало на создание образов. На помощь артисту пришли Ацамаз Гассиев, исполнивший «партию хора» (реплики «Асса») и Дмитрий Марченко – партию ударных. Безусловно, это полезный опыт для любого вокалиста, независимо от его профессионального статуса.

Весь концерт вокалистам аккомпанировала Виолетта Юрчук – их творческий руководитель, которая в течение вечера поддерживала своих учеников.

Ольга Алистратова