Концерт концертов, скрипач скрипачей, дирижер дирижеров... оркестр оркестров!

С тех пор как в 2012 году художественным руководителем и главным дирижером Ростовского Академического симфонического оркестра стал заслуженный артист России Александр Поляничко, каждый концерт под его управлением становится для истинных любителей классической музыки настоящим событием, которое ждут и к которому готовятся.

Вот и в субботний вечер 19 апреля просвещенный слушатель смог насладиться «Концертом концертов» – именно так его определила замечательная ведущая Дарина Гегиева, которая своим приятным голосом донесла до слушателей интересные сведения, настраивающие на атмосферу каждого из произведений. И название оказалось вполне оправданным – в программе были представлены виртуозные партитуры, относящиеся к этому жанру, – Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Петра Ильича Чайковского и Концерт для симфонического оркестра Белы Бартока.

В первом отделении солировал один из самых востребованных скрипачей-виртуозов европейского масштаба – лауреат многочисленных международных конкурсов Валерий Соколов. Уроженец Харькова, он уже с юных лет поражал истинных знатоков скрипичного мастерства виртуозностью, эмоциональностью и художественной зрелостью игры. О 18-нем Валерии был снят фильм «Прирожденный скрипач» знаменитого французского режиссера Бруно Монсенжона, который создавал документальные ленты только о великих музыкантах – С. Рихтере, Д. Фишере-Дискау, Г. Гульде, Д. Ойстрахе и многих других.

Сам факт исполнения Соколовым Концерта Чайковского (на это в свое время не решился сам Леопольд Ауэр, которому первоначально была посвящена партитура) подтверждает статус выдающегося музыканта. Произведение позволяет раскрыть музыканту все грани своего таланта – как со стороны чистоты и тонкости интонирования, владения виртуозной техникой игры, так и со стороны эмоциональной. Иными словами, быть артистом на сцене, представляя слушателям целый калейдоскоп образов – вдохновенно-лирических, скерцозных, празднично-торжественных. Неслучайно этот концерт является обязательным в программе Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

С самой первой ноты Соколов поразил слушателей необычайно выразительным, сочным, «по-чайковски» проникновенным звуком, заполнившим все пространство полупустого зала филармонии. Один раз его скрипке посчастливилось исполнить дуэт с оглушительной трелью мобильного устройства одного из присутствующих в зале. Такие дуэты в наше время можно услышать нередко. Тем более удавшимся получился блестящий ансамбль, составленный скрипачом-виртуозом с маэстро Поляничко и музыкантами оркестра, которые были на редкость чисты в исполнении и в очередной раз смогли доказать свою «туттийную» способность принимать участие в концертном состязании с солистами самого высокого класса. Как результат – многочисленные аплодисменты немногочисленной публики, крики «Браво!» и выступление скрипача на бис, исполнившего одну из частей сложнейшего произведения, заставившее трепетать весь зал (особенно скрипачей) – Сонаты для скрипки соло Эжена Изаи.

Во втором отделении вновь прозвучал концерт, но уже не для скрипки, а целого оркестра. Роль тембровой детализации, состязательных отношений между инструментами в пятичастном симфоническом произведении Белы Бартока была настолько велика, что композитор определил его жанр как Концерт для оркестра. Повторяя слова ведущей, можно сказать, что перед исполнителями стояла сложная задача. И этой действительно так. Хочется похвалить наш далеко не всегда безупречный оркестр, который с этой задачей справился – все партии прозвучали практически безукоризненно: поражала и выразительная кантилена отдельных тембров, и детализированность оркестровых нюансов. Солирующие духовые, вопреки моим ожиданиям, звучали практически с ювелирной точностью.

Александру Поляничко удалось донести до слушателя концепцию произведения, созданного Бартоком в годы Второй мировой войны: « …не считая "развлекательной" II части — постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III — к утверждению жизни в последней». Уже в самом начале драматического пролога цикла, благодаря очень тонкой тембровой перекличке у разных групп инструментов на pp, создавалось ощущение постепенного рождения звука из хаоса, подобно Девятой симфонии Бетховена. Одним из наиболее запоминающихся моментов цикла стала IV часть, богатая чередующимися причудливо-саркастическими аллюзиями. Оркестром была очень проникновенно исполнена ясная и выразительная тема широкого дыхания в духе Легара, сменившаяся скерцозной аллюзией на тему «нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича…

Это был действительно «концерт концертов». Публика долго не могла отпустить со сцены маэстро и музыкантов оркестра. К сожалению, бис так и не прозвучал!

Алиса Дорошенко