По страницам любимых оперетт

В начале апреля на рекламных щитах Краснодара появилась афиша с поистине сказочным названием – «Волшебный бал оперетты». Завораживающая и светлая, согревающая своим теплом атмосфера царила на концерте, состоявшемся в минувшую субботу (3 мая) в зале Музыкального театра. Вечер был приурочен к двум значительным событиям: 80-летию Краснодарского музыкального театра и открытию 48-го сезона фестиваля «Кубанская музыкальная весна».

Оперетта является для театра жанром дорогим и близким, ведь он 30 лет назывался театром оперетты, что и определяло его репертуар. В наше время традиция исполнять оперетту на сцене театра продолжается, несмотря на сложность задачи. Дело в том, что от исполнителей требуется поистине виртуозная подготовка. Рецепт прост! Нужно обладать превосходными вокальными данными, актерским мастерством и обаянием, а также умением пластично двигаться и свободно танцевать.

Калейдоскоп музыкальных номеров из самых известных и давно полюбившихся оперетт Штрауса, Кальмана, Легара, Краусса, Абрахама и Птичкина представили солисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии и Академии молодых оперных певцов Мариинского театра: Карина Чепурнова, Александр Трофимов, Ольга Лозовая, Иван Корытов (лауреат национальной премии «Золотая маска») и Татьяна Таранец (лауреат премии «Золотой софит»), которые были приглашены в связи с отмеченными датами. Вместе с ними в этот вечер пели и два краснодарских солиста: Наталья Бызеева и Владимир Гадалин, которые порадовали своим выступлением и ни чуть не уступали по мастерству петербургским гостям. Балет и оркестр также показали высокий профессиональный уровень.

Если бы в конце этого вечера выдавали премии, то «приз зрительских симпатий» без сомнений получил бы дуэт Ольги Лозовой и Ивана Корытова. Напомним, что осенью прошлого года они уже принимали участие в фестивале оперетты, который также проходил в Музыкальном театре. Они уверенно чувствовали себя на краснодарской сцене, чего не скажешь о других приглашенных певцах. Большая часть комедийных сцен была воплощена именно этой парой. Артистизм солистки простирался в широком образном диапазоне: она предстала и изящной кокеткой (в дуэте Орловского и Иды из «Летучей мыши»), и энергичной старушкой (в дуэте деда Захара и Семёновны из «Бабьего бунта»), и хитрой обольстительницей (в дуэте Ольги и Сен-Бриоша из «Веселой вдовы»). Партнер не уступал ей в способности к перевоплощению: от веселого ловеласа (в песенке Бони из «Сильвы») до бодрого старичка (в названном дуэте из «Бабьего бунта»). Оба артиста свободно владеют голосом, прекрасно доносят текст, не растворяясь в оркестровом звучании. Все танцевальные движения этого маленького ансамбля выглядели легкими и изящными. Особенно поразили их акробатические эпизоды, где они подчас не уступали в виртуозности циркачам!

Противоречивое впечатление произвели три других вокалиста. В начале спектакля в их выступлениях ощущалась некоторая скованность и напряжение. Во втором отделении, возможно, привыкнув к сцене, артисты отличались большей свободой и уверенностью. Однако Александру Трофимову и Татьяне Таранец все-таки не хватило воздушности и непринужденности в плясовых элементах. Может быть, они больше подходят для оперных партий, нежели опереточных. Подобному впечатлению способствовали и некоторые вокальные эпизоды. Ведущему жанру этого концерта свойственно пение и одновременно активное перемещение по сцене, причем партия певца иногда похожа на скороговорку. Именно в такие моменты Трофимов и Таранец почти «тонули» в инструментальном сопровождении. Однако отлично прозвучали кантиленные и виртуозные разделы их номеров. Особенно удалась в исполнении Трофимова ария Мистера Икс из одноименной оперетты Кальмана. Его интерпретация напоминала вариант Владимира Мальченко, исполнившего эту партию в фильме «Принцесса цирка» (1982 года). Александр отлично передал лирико-романтический, загадочный и таинственный образ своего персонажа, а его бархатный теноровый тембр звучал глубоко, мягко, а в кульминации по-настоящему драматично.

Теплый восточный вечер, напоенный негой, возник перед зрителями, когда в исполнении Карины Чепурновой прозвучала ария Танголиты из «Бала в Савойе» Абрахама. Ее чувственно-пряное сопрано окутывало томным звучанием, а грациозные танцевальные движения напоминали танго.

Особого внимания заслуживают декорации и свет, создававшие впечатление волшебного праздника. Татьяна Баранова оформила сцену в виде роскошного бального зала, в конце которого находилась лестница, ведущая как бы на вторую маленькую сцену, по принципу «театра в театре». Как и полагается, на балу собрались гости (хор) в красочных и нарядных костюмах XIX века. На задней части сцены располагался экран, на котором периодически менялись картинки, настраивая зрителей на определенное состояние. Символичным оказался рисунок к финальному номеру – Эйфелева башня, выполненная в технике пуантилистов и явно напоминавшая одноименную картину Жоржа Сёра. То была своеобразная дань Парижу, где и родилась оперетта.

В некоторых номерах на авансцену опускался подсвеченный белый занавес с различными тканевыми рисунками. Художник по свету Константин Герасимов избрал довольно насыщенную цветовую палитру: от нежных и мягких оттенков (персиковый, розовый), до ярких и теплых тонов (красный, желтый) и более холодных (синий, черный).

Прослушав любимые эпизоды из оперетт, хочется еще раз пересмотреть давно понравившиеся спектакли, освежив их в памяти целиком.

Ольга Алистратова