Репетиция оркестра

Когда в концертных афишах заявлены самые популярные произведения, публика покупает билеты, чтобы провести свободный вечер, наслаждаясь любимой музыкой. Поэтому на исполнителей возлагается особая задача – не испортить шедевры, которые у многих на слуху.

К сожалению, выступление РАСО под управлением Сергея Поляничко в Большом зале Ростовской филармонии 17 мая 2014 года было явно неудачным. С самого начала оркестр играл разрозненно и сохранил это качество до конца вечера. Казалось, что зрители попали на первую репетицию оркестра, состоящего из музыкантов, которые впервые увидели друг друга и недавно познакомились с дирижером. А ведь Сергей Поляничко выступает в Ростове уже не в первый раз и является весьма известным музыкантом. Сын художественного руководителя РАСО Александра Поляничко изначально заявил о себе в качестве талантливого валторниста, став лауреатом престижного международного конкурса и гастролируя по многим зарубежным странам. Однако настоящая известность к музыканту пришла после того, как в 2006 году в Петербурге он организовал и возглавил Российский роговой оркестр, возрождающий этот забытый вид музицирования. Сегодня существует только два таких коллектива – РРО Сергея Поляничко и Русская роговая капелла под руководством Сергея Песчанского. Поэтому вдвойне жаль, что такой музыкант представил слушателям такое некачественное исполнение. Обидно и за наш оркестр, который в этом сезоне не один раз радовал слушателей успешными выступлениями.

В Пятой симфонии Петра Чайковского оркестр звучал настолько технически неточно, что для слушателя «с ушами» ни о какой образности и философской глубине произведения, о дирижерской интерпретации не могло быть и речи. Видно было, что С. Поляничко всей мощью своих эффектных жестов пытался собрать коллектив воедино, но, как оказалось, тщетно.

Спасти вечер не удалось и талантливому молодому пианисту Филиппу Копачевскому, 23-летнему лауреату престижных конкурсов. В столь молодом возрасте он успел продемонстрировать свое мастерство в лучших концертных залах разных стран и выступить с музыкальными коллективами самой высокой пробы. Музыкальные критики отмечают в нем, в первую очередь, глубокую лирическую индивидуальность и романтическое мироощущение. Этот статус он полностью подтвердил, исполняя Второй концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича. В медленной части звучание рояля было настолько проникновенным и тонким, что создавалось ощущение нереальности происходящего: хрустальные звуки словно парили в небе. Возвратиться к действительности слушателей заставил только оркестр, который играл будто совсем другое произведение. В кульминационные моменты первой части солист «тонул» в мощном грохоте неслаженных оркестровых групп, и у слушателей не было ни малейшей возможности оценить его мастерство в энергичных и остро-скерцозных страницах музыки. Вдохновенное исполнение на бис «Летнего вечера» Эдварда Грига в очередной раз утвердило лирическое дарование Копачевского.

Единственной попыткой оркестра реабилитироваться и создать, наконец, цельный образ было исполнение фрагмента (!) из Серенады для струнного оркестра, любимого детища Чайковского. Но шанс был упущен – общее впечатление от концерта было уже не исправить…

Алиса Дорошенко