На звездном музыкальном небосклоне

В прошедшую субботу Большой зал филармонии был полон. «Чайковский», – прочли в афише одни и ринулись слушать популярного композитора. «Лауреаты», – прочли другие и ринулись туда же. «Чаплина», – увидели знакомую и уже зарекомендовавшую себя фамилию третьи. О чем я? Поясню. 26 марта состоялся концерт лауреатов V Юношеского международного конкурса им. П. И. Чайковского, все три первые премии которого получили юные российские дарования. Об этом и поведала в начале концерта известный всем завсегдатаям филармонии музыковед Мария Шорникова, а попутно сообщила о том, что Вариации на тему рококо отменяются в связи с болезнью исполнителя (чем меня, например, очень расстроила).

И все же концерт был замечательный. Открылся он Полонезом из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Ростовского академического симфонического оркестра под управлением слегка работающего на публику дирижера Юрия Ткаченко. А затем началась основная часть действа. В первом отделении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром в исполнении учащегося 11 класса ЦМШ при Санкт-Петербургской государственной консерватории Айлена Притчина. Отличный бархатный и одновременно сильный звук, замечательная техника – вот то, что сразу обратило на себя внимание. Что касается этой стороны, зависящей сугубо от исполнителя, смело можно было сказать: «блестяще». Другое дело – взаимоотношение с оркестром. Создалось ощущение невероятной тяжести, несыгранности. Оркестр как будто тянул солиста назад, а тот не мог сдвинуть его, отчего казался абсолютно потерянным. Быстрые темпы оркестру решительно не поддавались.

Совсем иным было второе отделение, в котором прозвучал Первый фортепианный концерт Чайковского в исполнении Юлии Чаплиной. Конечно, сказалась и, используя спортивную лексику, «игра на своем поле» со своими «болельщиками», и, наверное, более волевая натура юной пианистки. Возможно, Юля уже достаточно хорошо овладела сложным искусством взаимоотношения с оркестром, но, так или иначе, он пробудился, разыгрался и стал соответствовать мужественному напору этой девушки. В ней поразительно соединились хрупкость, нежность с немалой силой и волей. Мощнейшие аккорды и тончайшая, ювелирная отточенность мельчайшей техники – все было ей по силам.

Огромное удовольствие и гордость – пожалуй, главное, что осталось, наверное, не только в моем сердце. Вновь зажглись звезды, а значит, вспоминая слова классика, «это кому-нибудь нужно».

Александра Мишина