От Бетховена к Прокофьеву

Классный вечер профессора Р. Г. Скороходовой

На протяжении двух столетий жанр сонаты развивался в творчестве многих композиторов, претерпевая изменения в содержании, музыкальном языке, принципах построения. Прошедший в Ростовской консерватории 20 мая 2015 года фортепианный концерт студентов класса заслуженной артистки Российской Федерации, профессора кафедры специального фортепиано Риммы Григорьевны Скороходовой, раскрыл перед слушателями яркие страницы эволюции жанра.

Концерт открывала Седьмая Бетховена, посвященная графине Анне Маргарите фон Браун и признанная одной из лучших среди ранних сонат композитора. Четырхчастное полотно представил талантливый студент третьего курса Цюаньчжоу Янь. В целом соната была сыграна в бетховенском стиле и произвела хорошее впечатление. Вторая часть – глубоко трагичного содержания; по мнения А. Альшванга, Бетховен написал ее, когда осознал неизбежность потери слуха. «В ней с наибольшей силой выразились глубокие противоречия, „дисгармония душ“, столь характерные для раздвоенного сознания немецкой интеллигенции», – писал ученый. Молодой пианист, обладающий прекрасной техникой и звукоизвлечением, очень старался передать мрачные чувства Largo, но это удавалось ему не всегда. Он подпевал себе в моментах завершения музыкальных фраз, иногда даже громче, чем играл, что немного отвлекало от слушания.

Вторым произведением, сыгранным Цюаньчжоу, была Третья соната Шопена, написанная композитором в ответ на критику предыдущей, Второй сонаты. Это сочинение было точно прочувствовано пианистом, он играл его с беззаботной и необычайной легкостью, несмотря на то, что это произведение считают одним из самых сложных как в техническом, так и в содержательном плане. По своей структуре Третья соната сходна со Второй, но имеет весомое отличие: место траурного марша (3-я часть) занимает лирическое Largo в духе шопеновского ноктюрна. Эта часть сонаты была прекрасно сыграна пианистом, создавая в воображении светло-печальные, мечтательные образы. В финале собраны все технические сложности: быстрый темп, невероятные пассажи и яркая экспрессия, всё это исполнено на хорошем пианистическом уровне.

Второе отделение концерта было посвящено русским композиторам: прозвучали две сонаты Скрябина и соната Прокофьева. Исполнение сонат Скрябина было посвящено столетию со дня смерти гениального композитора. Студентка второго курса Анастасия Таран в своем исполнении одночастной Пятой сонаты стремилась не просто реализовать «сложнейший для исполнения фортепианный опус» (как считал С. Рихтер), но и передать богатейшее эмоциональное содержание – от нежнейшего томления до творческого экстаза космических масштабов, что ей вполне удалось с помощью несколько чрезмерной пластики, необходимой для столь сложного произведения, замечательной техники исполнения.

Загадочным и чуть слышным вступлением Девятой сонаты началось выступление студента второго курса Андрея Зенина, сразу погрузившее слушателей в мистическую атмосферу. Так называемая «Чёрная месса», получившая похвалу от великого современника Скрябина – И. Стравинского, по праву считается шедевром. Как и все сонаты Скрябина, она сложна технически. Справиться с этими трудностями Зенину помогло замечательное владение мелкой пальцевой техникой. Впечатляюще прозвучала кульминация в репризе – кульминация образная (осквернение святыни и разгул дьявольщины) и техническая. Публика заслуженно одарила Андрея аплодисментами.

Завершила концерта Четвертая соната Прокофьева, вновь в исполнении Цюаньчжоу Яня. Последняя из ранних сонат композитора, она отходит от скерцозно-гротескных образов и более открыто воплощает национально-русские традиции, такие как затаенная сказочность в первой части, созерцательность былинного эпоса во второй, широту и безудержное веселье в третьей, где, по словам Б. Асафьева, происходит «взрыв долго сдерживаемого чувства свободы». В этом произведении перед Цюаньчжоу стояла очень сложная задача воплощения славянских образов, с которой он достаточно неплохо справился, особенно в финале.

Судя по бурным аплодисментам каждому исполнителю, краткий экскурс в историю жанра сонаты превосходно удался, с чем нужно поздравить замечательного педагога, Римму Григорьевну Скороходову, и ее воспитанников.

Дарья Рягузова