Чайковский «в квадрате»

23 ноября 2015 года на сцене Ростовской филармонии прошел один из наиболее ярких и запоминающихся концертов, проведенных в рамках V международного фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры».

Событие оказалось самым масштабным как по количеству исполнителей (симфонический оркестр и хор консерватории, два дирижера, два солиста), так и по числу слушателей – Большой зал филармонии был заполнен самой разнообразной публикой.

Программа концерта продемонстрировала живой диалог между мастерами двух эпох, классиком и нашим современником. Петра и Александра Чайковских объединяет не только громкая фамилия, но и принадлежность к московской композиторской школе: первый является ее корифеем, второй – последователем. Александр Чайковский – один из самых авторитетных и исполняемых современных композиторов, «живой классик», народный артист России, профессор, художественный руководитель Московской филармонии. Петр Ильич – гениальный русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Его сочинения принадлежат к самым исполняемым, узнаваемым и любимым во всем мире. Напомню, что в 2015 году музыкальный мир празднует 175-летие со дня рождения великого мастера.

Программу открыл один из символов русской музыки XIX столетия – Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солировал молодой, подающий большие надежды артист, лауреат международных конкурсов Максим Тимофеев. Дирижировал профессор Юрий Машин. На исполнителей была возложена непростая задача: дать начало столь значимому концерту, на котором к тому же присутствует один из авторов, и сделать это достойно. В чем-то солисту и оркестру это удалось, а в чем-то – нет. Главной шероховатостью интерпретации стала разрозненность между партиями солиста и оркестра. Всё звучало как будто в параллельных реальностях. Невозможно было не обратить внимания и на обилие чисто технических промахов. Но в целом исполнение оказалось сочным и эмоционально наполненным.

Второе отделение оказалось более удачным. Ростовская публика познакомилась с Четвертой симфонией Александра Владимировича, и насладилась «Славянским маршем» Петра Ильича. Оба произведения связаны с военной темой. «Славянский марш» был написан в связи с событиями Русско-турецкой войны. Судьба Четвертой симфонии связана с 60-летним юбилеем победы в Великой отечественной войне. В каждом из творений композиторы использовали цитаты: в «Славянском марше» – гимн Российской империи, в Четвертой симфонии – тема популярной песни В. Соловьева-Седова «Прощай, любимый город».

Симфония № 4 для симфонического оркестра, хора и солирующего альта А. Чайковского произвела на публику колоссальное впечатление. Ее звуки оказались буквально осязаемы до мурашек, перед глазами возникали то леденящие душу картины смерти, страха, боли, отчаяния, то светлые, иллюзорные, медитативные и одухотворенные образы. Премьера оказалась успешной, во многом благодаря блестящей работе главного дирижера заслуженного артиста России Андрея Аниханова и проникновенному соло альта в исполнении лауреата международных конкурсов Дианы Юрченко. Андрею Аниханову удалось собрать всю волю, энергию, внимание оркестра и хора в единый вектор и выстроить великолепное, величественное здание симфонии. Сам маэстро, присутствующий в зале, кажется, остался доволен ростовской премьерой своего творения.

«Славянский марш» Петра Ильича Чайковского триумфально завершил программу концерта.

Анастасия Комарова