Звезды музыкального театра в филармонии

Ростовская филармония в минувшую субботу (20.02.16) приятно удивила составом исполнителей концерта. Гостями вечера стали две очень значимые фигуры музыкальной жизни города, которые не нуждаются в представлении. Андрей Аниханов и Наталья Дмитриевская – главный дирижер и ведущая солистка Ростовского музыкального театра. Аниханов ныне является одним из самых востребованных современных дирижеров. В своем плотном графике, как отметила ведущая – музыковед Мария Шорникова, маэстро нашел время для выступления на сцене филармонии. Ростовским академическим симфоническим оркестром он управляет впервые.


В концерте прозвучала романтическая немецкая музыка в лице двух Рихардов – Вагнера и Штрауса – и Иоганнеса Брамса. Одним взмахом словно «волшебной» палочки маэстро сплотил весь коллектив в единое целое, торжественно открыв вечер увертюрой к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Перед нами развернулось масштабное симфоническое полотно, которое сам Вагнер скромно называл Vorspiel (прелюдией). Огромная ответственность возлагалась на медные духовые инструменты, которые прекрасно справились со своей ролью, тем самым создав нужное настроение. Небольшие шероховатости в партии скрипок не изменили общее впечатление от услышанного.

Несколько разочаровал публику вокальный цикл с оркестром – «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса, которые в Ростове звучат редко. Одно из самых сложных произведений мировой классики, обладающее ярким мелодизмом и позволяющее раскрыть голосовую палитру, пользуется заслуженной любовью у певиц, но не каждая решается включить его в своей репертуар. Интимность высказывания солистки и плотность оркестровой фактуры, предполагают тонкий динамический баланс, в котором вокалистка должна донести звук без потерь и крика. Он-то и составляет ту самую сложность произведения, преодолеть которую исполнителям до конца не удалось. Весь цикл проникнут предчувствием и ожиданием смерти, но ожидание это спокойное. Однако оркестр не всегда улавливал настроение и местами перекрывал своей звучностью вокалистку. Под конец произведения ощущалась ее усталость. В сольных эпизодах валторны во второй песне и скрипки – в третьей не хватало проникновенности, интимности звучания, для идеала – чистоты интонирования.

«Четыре последние песни» Штрауса написаны на стихи Германа Гессе и Йозефа фон Эйхендорфа. Цикл исполнялся на языке оригинала (немецком). Однако о восприятии слушателем литературного текста заранее позаботились, поместив в буклете перевод стихов. Он выполнен самим Андреем Анихановым. Как-то в одном интервью он скромно назвал эту работу своей маленькой шалостью. О литературном таланте маэстро ростовская публика узнала еще 2012 году на одном из концертов в музыкальном театре, в котором Аниханов, также совместно с Натальей Дмитриевской, исполнил тот самый цикл.

Во втором отделении оркестр преобразился. На протяжении всех частей Четвертой симфонии Брамса ему удалось провести драматургическую линию развития «от элегии к трагедии». Особенно проникновенно прозвучала вторая часть, которая в своей мягкой, приглушенной звучности словно уносила нас в романтические мечтания и размышления. Трагизм последней части маэстро старался усилить, дирижируя всем телом и даже слегка подпрыгивая.

Бурными овациями публика долго не отпускала дирижера и оркестр со сцены.

Салима Тхашокова