Новый балет Людвига Минкуса

4 и 26 марта на сцене Ростовского музыкального театра состоялась премьера «Шедевров большого балета»

Свой 85-й юбилейный сезон театр отмечает новыми постановками, концертными программами, яркими спектаклями, многие из которых, в свою очередь, празднуют свои юбилеи. Так, ростовский балет, история которого началась с «Жизели» А. Адама, справляет свое 15-летие. 2016 год в мире искусства примечателен еще одним событием – 190-летием крупнейшего балетного композитора Людвига Минкуса, чей вклад в развитие жанра неоценим. В России, где проработал большую часть своей творческой жизни, он создал совместно с Мариусом Петипа 16 спектаклей.

Все эти даты сошлись, как в фокусе, в вечере «Шедевры большого балета». В роли постановщика выступил заслуженный артист России Марк Перетокин, который с начала нынешнего сезона возглавил балетную труппу театра. И этот спектакль – его первая работа на ростовской сцене.

Гала-концерт соткан из фрагментов трех знаменитых балетов Минкуса – Петипа, которые составляют золотой фонд хореографического репертуара крупных театров мира. Один из них, «Пахита» в постановке народного артиста России Алексея Фадеечева, с успехом шел в Ростове. В его же редакции был поставлен и «Дон Кихот», который сразу же после премьеры был показан на гастролях в Испании. В отличие от них, «Баядерка» – новое название для ростовчан. Марк Перетокин считает, что это произведение, пусть даже представленное одной сценой, определяет уровень труппы любого театра.

«Шедевры большого балета» разделены на два акта, как в романтическом балете: праздничный дневной – и фантастический ночной: внешний мир и мир души. Первое действие смонтировано из фрагментов трех балетов: сон Дон Кихота, пышные свадьбы Солора и Гамзатти, Пахиты и Люсьена. Хореографу удалось из отдельных сцен разных балетов изваять цельное представление, что потребовало метаморфоз в хореографических построениях Мариуса Петипа. Некоторые персонажи удалены со сцены, в том числе, «сам» Дон Кихот, вариации свободно переставлены, в танец с барабанами вплетен фрагмент из дивертисмента той же картины, что создает эффект кинематографичности.

В этих масштабных сценах занята практически вся женская часть балетной труппы. Как подчеркивает постановщик, именно на этих хрупких фигурках держится весь классический балет. В двух премьерных показах состав исполнителей практически не менялся. Но именно второй поразил своим совершенством: легкие, парящие движения балерин, грациозная пластика, синхронность, четко прочерченные линии.

Заглавные роли исполняли ведущие солисты театра. Партии Солора и Гамзати были поручены Ольге Быковой и Денису Сапрону, которые успешно справились с технической стороной номера. Большое классическое па из «Пахиты» гармонично исполнили Екатерина Кужнурова и недавно влившийся в труппу Вячеслав Капустин. Во втором показе выразительностью отличилась Анастасия Кадильникова в роли Пахиты. Темпераментность и зажигательность индусского танца ярко передали Лилия Леднёва и Константин Ушаков.

Во втором отделении развернулась самая знаменитая и завораживающая ночная картина «Теней» из «Баядерки», которая уже давно живет в мире балета самостоятельной жизнью. Эта сцена по драматургии и цветосветовым эффектам напоминает второй акт «Жизели»: та же поэзия ночи, те же женские призраки в белых тюниках. Завораживающая картина «Баядерки» в некоторых местах схожа с выстроенными линиями виллис. Раскаяние героя и прощение его – главная тема обеих сцен. Удивительно тонко раскрыли чувства своих героев Мари Ито и заслуженный артист республики Молдова Анатолий Устимов. В партии Никии, столь близкой партии Жизели, балерине удалось воплотить поэтический женский образ с его особой грацией, нежностью. И это понятно, совсем недавно, а именно в феврале этого года она успешно дебютировала в партии Жизели, где ее партнером выступил также Устимов.

Одно из главных достоинств спектакля – красота декораций, костюмов и цветосветовых эффектов. В первом акте перед нами развернулась картина бала с его богатым убранством, свисающими люстрами, свечами. Художник Степан Зограбян объединил, таким образом, все номера в единое целое. Той же цели добилась и художник по костюмам Наталья Земалиндинова, которая облекла всех персонажей в тюники, отличающиеся лишь цветами. Она использовала мягкие оттенки – белого, желтого, голубого и розового, что только подчеркивает хрупкость и изящество «женского» балета. Только номер с барабанами и божком сохранил свою традиционность – индусский танец в красных восточных костюмах.

Воссоздать мир волшебства и сказочности невозможно без тонкой проработки света, которую в очередной раз предложила Ирина Вторникова. Успех двух прошедших вечеров не состоялся бы и без оркестра под управлением Алексея Шакуро.

Эксклюзивный проект «Шедевры большого балета» счастливо стартовал. Ростовский музыкальный – если не единственный, то один из очень немногих, кто празднует сегодня юбилей Людвига Минкуса.

Салима Тхашокова